Мы продолжаем тему предыдущей статьи. Дети находятся в той же атмосфере игры и сказки. Занятие должно быть интересно и #педагогам, и #родителям. В группе проводить его интереснее, но дома ярче проявляется игровая составляющая. Вы зовёте #ребёнка играть, на что он всегда откликается охотно.
Сценарий занятия
Послушайте, да люди добрые.
Я ли вам старину скажу.
Старину скажу да стародавнюю.
Не год, да и не десять прошли с тех пор. Много воды реки унесли… Жили люди тогда на земле трудами тяжкими. Землю пахали, хлеб убирали. А Земля - матушка то много хлеба уродит, а то и не хлеб – слезы горькие.
На охоту хаживали. И тут один раз ой как повезет, а в другой и вовсе ни с чем ворочаться приходится. Не то хуже бывает: сгинет человек в болотах топких лесах дремучих.
А отчего это такое деется, не знали тогда люди. Ох, многого они тогда не знали. Вы сейчас поученей будете. А как жить, непонимаючи? И страшно, и любопытно ить. Вот и придумали люди себе богов и духов разных, чтоб в работе и прочем житье помогали, значит.
Вот вы знаете, почему солнце каждый день восходит и заходит? (Ответы детей). А в старину люди думали, что это бог Святовид, отдохнувший ночью пока его дети Утробог и Заря сражались с Мраком, отворяет врата Даждьбога-Солнца и проводит его по небесному пути. А когда он снова уходит на покой, в небесах воцаряются его дочь Вечерница и жена Ночена. Правда, красивая легенда?
Чтобы охота была удачная, о помощи попросить нужно бога Велеса. Просили закличками да приговорами, заклинаниями. Чтобы Мать-Земля хорошо уродила, дождик зазывали:
Гром гремучий,
Тесни тучи,
Дай дождя с небесной кручи.
Русская закличка.
Или, приплясывая в хороводе, встаньте, помогите мне (дети встают и водят хоровод вокруг сказительницы):
Укко, ты властитель неба,
Повелитель гроз небесных,
Ты пошли большие тучи,
Тучи с севера и юга,
Пригони ты их с востока,
Принеси ты их с заката,
Ниспошли ты дождь на землю.
Пусть из тучи мед закаплет,
Чтоб колосьями литыми
Зашумело это поле,
Что вспахал я и засеял,
Где немало потрудился.
Карельский эпос. Калевала
Но дождь да гром и беды наделать могут. И тогда призывают радугу:
Радуга-дуга,
Перебей дождя, –
Опять в ночь
Льёт во всю мочь.
Перебей гром,
Не попал бы в дом.
Русская закличка.
Скажите, может ли гром попасть в дом? А что может во время грозы попасть в дом? (Молния).
Что же это за напасть такая? Откуда она берётся? (Ответы детей).
А гром, что такое? (Звук от электрического разряда).
Видите, как все просто? Всё-то вы знаете! А в старину думали, что это бог Перун повелевает грозами, молниями да громами. Он может быть и добрым повелителем туч и грозным метателем молний. А как загремит гром, приговаривали:
«Моя железна голова не боится грома».
Правильно ли это? (Ответы детей). Чтобы защитить жилище от грозы, его украшали громовыми знаками. А на самом деле, что может защитить от грозы? (Громоотвод).
Всё вы, #дети, знаете, всё умеете. Так и то грозного, то доброго Перуна изобразить можете. У разных народов он и имена имел разные и обличья, вот и вы его каждый по-своему представляете. Вы художники, вот и выбирайте, как и чем будете его изображать. Закройте на минутку глазки, представьте себе свою работу. А теперь берите материалы и приступайте к ней.
В процессе работы замыслы детей обсуждаются индивидуально, акцентируя внимание на дуализм характера. Практическая часть 20 минут.
Хорошо будет, если после этого почитаете с детьми славянские мифы.
#семья #образование #творчество с детьми #рисование #родители и дети