В фильме Вольфганга Петерсона "Троя" соединились три нити повествования: эпическая поэма «Илиада» Гомера, мифологическое изложение событий и традиции американского кинематографа.
Рассмотрим целевые установки этих источников:
1. «Илиада» – героико-эпическое произведение громадного масштаба для времен создателя. Об этом свидетельствует повествование об огромном количестве участников событий, причем, не просто перечень, а указание родословной и заслуг той или иной семьи. В поэме действуют герои, но вся правда сосредоточена вне человека. Люди действуют в ограниченном кругу, определенном им Богами, которые вмешиваются как прямо в их действия, так и косвенно – через намерения. Над людьми – воля богов, а над богами – Слово. Каждому предначертана своя судьба, и ее не изменить в целом, хоть возможно в частностях.
И вот по поводу как частностей, так и человечества в целом Боги ведут совет, сердятся, восхищаются, интригуют. Например, именно Боги, а не похоть, были настоящей причиной страсти Париса к Елене, жене Менелая.
Они заставляют человека прямым своим указанием действовать так, а не иначе. Иногда Боги создают обстоятельства, чтобы заставить людей действовать в угоду себе. Например, Боги спровоцировали нарушение клятвы троянами, чтобы продолжить войну.
«Быстро, Афина, лети к ополченью троян и данаев;
Там искушай и успей, чтоб славою гордых данаев
Первые Трои сыны оскорбили, разрушили клятву»[1].
Иногда Боги прибегают к внушению на расстоянии. По Гомеру, война с Троей была организована Зевсом:
«… и Сон отлетел, повелению Зевса покорный.
Быстрым полетом достиг кораблей мореходных аргивских,
К кущам Атридов потек и обрел Агамемнона…»[2].
Человеку приходится принимать решение в условиях неопределенности. Нужны жрецы, чтобы прочесть волю богов. В конечном счете, всю ответственность за происходящее берут на себя Боги, и гибель Трои есть проигрыш Аполлона. Люди обеспечивают реальное воплощение замыслов Богов, иногда создавая последним проблемы.
Не будем углубляться в расхождения и совпадения текста и фильма, поскольку задачи создатели ставили разные, и Петерсон в своем искажении сюжета руководствовался не своей прихотью, а необходимостью, и создал, действительно, прекрасный фильм, заставляющий переживать судьбу героев и народов. Есть расхождения серьезные, например, в фильме не показана еще одна трагическая героиня, Гекуба – мать Гектора и Париса. А в поэме она играет весьма серьезную роль, пытаясь объединить женщин для магической защиты Трои, и доводя смерть Гектора до завершающей трагической ноты своим плачем. И напротив, введена в основную канву действия очень незначительная героиня поэмы – Брисеида. Или в поэме Елена и Гектор упрекали Париса в трусости, а в фильме они поддерживают его.
2. У Гомера эпическая героика, а в Вольфганг Петерсон в своем фильме постарался создать трагедию. Одним из признаков трагедии является ситуация, когда все правы, но их правды не могут существовать одновременно. В фильме акцент смещен в человеческую плоскость. Это более понятно и заставляет сопереживать.
В фильме показана трагедия людей, у каждого из которых есть своя правда:
Агамемнон. Грецию из разрозненных царств можно сделать сильной только объединив, и тут нет места демократии.
Приам. Нужно удержать город, но у старого царя нет сил. Он идет на унижение и бесчестье, лишь бы обеспечить старшему сыну возможность быть достойно представленным в стране мертвых.
Ахиллес. Презирает Агамемнона и не желает служить ему, но вынужден реализовать программу, данную при рождении. Он стоек, сопротивляется богам, которые спровоцировали его ярость смертью брата (у Гомера – «любезного друга»[3]). Ахиллес воин, но не убийца. Он помнит людей, ставших его «кровными» братьями – тех, кого убил. И он сожалеет об их смерти. Одновременно он одержим идеей бессмертия, а значит, должен добиться славы, пав в бою.
Патрокл. Его унижает забота брата, и он хочет, чтобы брат его похвалил, гордился им.
Брисеида. Разрывается между любовью к Ахиллесу и любовью к родным – отцу и братьям. В фильм введена для того, чтобы более полно показать личность Ахиллеса. Характер мужчины лучше всего проявляется через его отношение к женщине, а тем более, пленнице. У Гомера Ахиллес жертвует Брисеидой, отдает ее Агамемнону, а в фильме он ее спасает, причем, ценой собственной жизни. В фильме Брисеида – дочь Приама, что тоже добавляет трагизма ее фигуре. У Гомера любовь к Родине выше любви к женщине, а в фильме – наоборот.
Елена. Металась между любовью и смертью и выбрала любовь, не смогла принести себя в жертву народу.
Парис. Не смог предать любимую и обречь ее на самоубийство или смерть от руки мужа.
Менелай. За оскорбление нужно отомстить, это дело чести.
Одиссей. Стратег и тактик, мыслит масштабами государства и обеспечивает ему победу, даже если считает правителя недостойным.
Гектор. Цельная натура – воин и политик. Действует, как велит ему вера и принимает ситуацию такой, какова она есть.
Андромаха. Если она пожертвует жизнью ради мужа, у нее не останется жизни для сына.
Трагичной фигурой является также мать Ахиллеса – Фетида. Она была умной и проницательной женщиной. Она с самого начала знала, что Ахиллес обречен на смерть и попыталась отсрочить ее, опустив ребенка в заколдованную воду, держа его за пятку (это уже из мифа), попасть в которую вероятности мало без воли Богов. Одновременно она не могла позволить сыну умереть безвестно, потому что это означало смерть окончательную, в том числе и в памяти людской.
3. Закономерности кинематографа диктуют свое освещение событий и свои характеры героев. У Гомера характеры более сложные. Например, Агамемнон намного более противоречив, чем в фильме, и отношения его с Ахиллесом – это отношения двух повелителей, хоть и разного уровня, а не строгого деспота-отца и непослушного ребенка, что иногда проскальзывает в фильме. Петерсон показывает противоречия, не выходя, однако, за пределы жанровых героев.
Хотелось бы обратить внимание на то, что, несмотря на обилие военных сцен, это не бойня. Ахиллес быстроногий – танцор высшего класса, в связи с чем создается впечатление балета, когда герой побеждает красиво.
Режиссер вводит сцены из мифологии (ахиллесова пята и троянский конь), потому что нельзя обмануть ожидания зрителей, и изменяет концовку, которая происходит в соответствии с голливудскими традициями: Троя разрушена, но троянцы уничтожены не все. Остался наследник престола.
В целом, фильм производит впечатление целостного произведения с замечательной основой, великолепной режиссурой, прекрасной игрой актеров, выдающейся работой операторов, а также грамотно обеспеченный всем необходимым для съемок.
[1] Указ. соч., с. 74
[2] Указ. соч., с. 39
[3] Указ. соч., с. 196: «…Ахиллес быстроногий. <…> Начал к себе призывать он любезного друга Патрокла…»
Спасибо, что дочитали статью до конца!
Если она вам понравилась, поставьте, пожалуйста, лайк!