Музыка в эпоху средневековья проделала огромный путь, эволюционировав от одноголосных церковных хоралов и простейшей буквенной записи до сложного «строгого» многоголосия и линейной записи и табулатур, напоминающих современные.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно. Заранее спасибо! ⬅️
_____________________________________________________________________
Немного о жанрах, присущих музыке тех лет:
- Баллада — танцевальная хороводная песня;
- Баллата — жанр с лирическим содержанием, зачастую с оттенком шутки и намеком на мораль;
- Рондó— жанр в подвижном темпе с рефреном (повторяющаяся часть произведения), дословно "круговое движение";
- Виреле — стихотворная форма с трехстрочноый строфой, перешедшая в музыку;
- Лэ — ранняя средневековая одноголосная песня;
- Шансон —
Стас Михайловсветская полифоническая песня эпохи средневековья и раннего Возрождения; - Мадригал — наиболее известный светский музыкально-поэтический жанр. В переводе мадре - "мать", "родина", т.е. имеется ввиду, что стихи написаны на родном автору языке.
Периоды средневековой музыки:
- Ars Antique — «строгое» или «старое искусство». Термин применяют только по отношению к многоголосной музыке этого времени — разным жанрам Школы Нотр-Дам.
- Ars Nova – термин и название трактата композитора Филиппа де Ветри (о котором вы прочитаете ниже), которым стали обозначать французский и итальянский репертуар XIV века в противопоставлении многоголосию XII—XIII веков (то есть, в противовес эпохе Ars Antique);
- Ars Subtilior — «утонченное искусство» — период в западноевропейской музыке после смерти Гийома де Машо (приблизительно до 20-х годов XV века). В историографии рассматривается как переходный период от средневековой музыки к эпохи Ренессанса.
Поговорим теперь подробнее о композиторах средневековья
1). Школа Нотр-Дам — обозначение церковных музыкантов в Париже в эпоху высокого средневековья (~1150 – 1250 гг.), эпоха Ars Antique. Главные представители — мастера Перотин и Леонин. Главный источник музыки школы Нотр-Дам — «Большая книга органума»* (сборник, содержащий более 1000 различных музыкальных сочинений).
*Органум — жанр и техника музыкальной композиции в эпоху Средних веков и/или любой инструмент этой эпохи. Само название «Органум» возникло в 13 веке.
2). Йоханнес (Иоанн) де Горландия и Франко Кёльнский — теоретики музыки и учёные эпохи Ars Antique. Преподавали в Парижском университете. Оба являются основными теоретиками, систематизировавшими музыкальный ритм и его запись. Франко занимался проблемой записи ритма и нот особенно трепетно, стараясь максимально упростить и типизировать процесс.
3). Филипп де Витри – католический епископ, композитор и музыкальный теоретик, дал начало развитию технике мелизма (украшений); создал ряд теоретических трудов (один из которых — трактат Ars Nova), в которых он «зарегистрировал» новейшую музыку начала XIV века, ритмические изменения и преобразования в музыке, один из авторов развития нового вида записи нот.
4). Гийом де Машо – француз, первый композитор, создавший авторскую мессу (месса «Нотр-Дам») (прим.: до того мессы писались для богослужений несколькими авторами). Был поэтом, писал стихи на свои песни. Писал мессы, баллады, виреле, рондо, лэ. Важнейший представитель эпохи Ars Nova. Первый композитор, составивший каталог своих произведений.
5). Франческо Ландини — итальянский (Флорентийская республика) композитор, певец, поэт и органист. Крупнейший представитель эпохи Ars Nova. Был одним из самых популярных и известных музыкантов своего времени.
6). Джон Данстейбл — английский композитор, связующее звено между Средневековьем и Возрождением. Один из композиторов, усовершенствовавших строгий полифонический стиль до уровня техники, которым будут пользоваться композиторы Ренессанса. Писал мессы (лишь одну дописал до конца), мотеты. Разработал жанр декламационного мотета, в котором ритм музыки и слов един. Оказал огромное влияние на начало эпохи Возрождения.
В следующей части я затрону тему эпохи Ренессанса в академической музыке.
_________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии (они нам очень помогают), а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊