«Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22).
В последнюю субботу перед Покровом Пресвятой Богородицы, который православные христиане празднуют 14 октября, в некоторых местностях Церковь поминает усопших. В статье речь пойдёт о том почему нужно поминать усопших, помнить о них, поминать их в Церкви и домашних молитвах. Господь Иисус Христос воскрес из мёртвых, победил смерть и ад и дал людям надежду на спасение души для жизни вечной. «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.» (1-е Фес. 4: 13-14). При смерти физического тела душа не умирает, но переходит в вечность. «А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы.» (Лк. 20: 37-38). Когда душа человека по смерти его физического тела переходит в вечность, то она предстаёт на нелицеприятный Суд Божий, где определяется ее место пребывания до Страшного Суда, когда оживут и тела умерших. На частном Суде Божием открываются все дела души, мысли, чувства, и соответственно, тому как она жила, душа попадает или в ад, или в рай. Господь основал на земле Свою Церковь, которая молится за усопших, устанавливает специальные дни поминовения усопших, служит панихиды.
Мы не знаем куда попадают наши близкие после смерти. Но наши молитвы им очень нужны, особенно, если человек не покаялся при жизни. Ведь духи злобы поднебесной не дремлют и стремятся, как можно больше людей увлечь в погибель, устраивая всевозможные ловушки, сплетая сети, распространяя соблазны, ереси, вовлекая людей в греховные искушения. Если душа родственника попала в Царство Небесное, то родственник, пребывая там, будет молиться за нас. «Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша – об них. И не только праведники, души которых в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся об нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных.» Антоний Оптинский (Путилов). А если душа родственника попала в ад, то ему тем более нужны наши молитвы, ведь ад – это ужасное место. Но наши молитвы могут изменить участь усопших до Страшного Суда, или же молитвы могут облегчить их страдания. Апостол Иаков советует: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.» (Иак. 5: 16). В исцелении нуждается прежде всего душа, которая повреждается грехом, потому и надо молиться и за живых, и за усопших, чтобы их душа тоже исцелилась.
Молитва об усопших родственниках – это проявление любви и милости к ним, а также эта молитва говорит о нашей вере, поэтому Господу угодны эти молитвы. Да и не только о родственниках можно молиться, но и о знакомых, потому что, наверное, никто не хотел бы попасть в ад – это ужасное место, в лапы к бесам и сатане, которые жестоки и не знают любви. А слово Божие говорит: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф. 7: 12). Наверное, если поставить себя на место человека, пребывающего в аду, то нам бы очень нужны были молитвы о нашем спасении, которые преклоняют Бога к милости. А закон любви превыше всего, ведь Бог есть любовь: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф. 22: 37-40). Слово Божие говорит: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит eго Господь. Господь да сохранит eго и живит eго, и да ублажит eго на земли, и да не предаст eго в руки врагов eго.» (Псалом 40: 1-2). Главное не пройти мимо тех, кто нуждается в помощи. А когда душа только переходит в иной мир, то ей предстоят мытарства, где она будет испытываться, на каждом из которых особыми демонами, мытниками взыскиваются определенные виды грехов. В это время молитвы близких могут очень помочь усопшим. «Усопшие нуждаются в наших молитвах, как бедный в куске хлеба и чаше воды». Святитель Феофан Затворник.
Господь может помиловать наших усопших родственников, друзей, знакомых молитв наших ради, ведь Богу всё возможно. «Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей.» (Втор. 32: 39). Также душам усопших помогают милостыни, которые мы совершаем ради них. «Есть еще, поистине, есть возможность, если хотим облегчить наказание усопшего грешника. Если будем творить о нем частыя молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и не достоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?» Святитель Иоанн Златоуст. Также и домашние молитвы, совершаемые за усопших, особенно сопровождаемые постом, угодны Богу, показывают нашу любовь к усопшим. Господь ещё более может ответить на такую молитву, так как мы показываем искреннюю любовь к родственникам, делая подвиг ради них; «очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.» (Псалом 33: 15). А так как нам усопшие воздать не могут, то Господь воздаст нам в этом веке и будущем за наши молитвы о них.
А что же делать в таком случае, если родственник – некрещённый или самоубийца, и Церковь не принимает записки о поминовении о них? В таком случае можно молиться Богу о них дома. Ведь Бог есть любовь, и закон любви превыше всего. Искренняя любовь, искренняя молитва об усопших, даже некрещённых и самоубийцах, может умилостивить Господа. «Хочу я вас и примером уверить, ибо я знаю — многие говорят: какая польза душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? А что, если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетя венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом, и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец сплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога». Святой Кирилл Иерусалимский. Господь Иисус Христос исцелял не только иудеев, но и язычников. Вспомните пример Хананеянки. Она действительно любила свою дочь, желала спасти её и была настойчива в своём прошении, проявила смирение перед Господом и веру и получила просимое. «И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час.» (Мф. 15: 21-28).
Да и вообще в Евангелие приводятся несколько примеров, когда Господь исцелял людей по прошению их родственников. Но если здравие тела важно и исцеление тела приносит человеку радость, то здравие души ещё важнее. Если исцеление после болезни – это радость, то какая же радость, когда душа выходит из темницы, из ада, входит в Царство Небесное. Поэтому молитвы об усопших для Бога ещё более важны и угодны, чем о живых. А представьте, как будут благодарны вам эти души. Дома можно читать Псалтирь об усопших, молитвы о упокоении в утреннем правиле, можно молиться Богу и святым о своих ближних усопших своими словами. Им очень нужны наши молитвы.
«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов.» (Исаия 26: 19).
«много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.» (Иак. 5: 16-18).