Найти тему
Евгений Орлов

Аргентинское танго или капитанская интуиция.

Рейс был богат на неприятности,  некоторые из которых так и не случились.
Рейс был богат на неприятности, некоторые из которых так и не случились.

В общем, был у меня старпом. Классный старпом, не первый рейс вместе, и с каждого парохода он увозил от меня рекомендацию на капитана. А это был его последний рейс в должности старпома, и следующий раз он уже сам командовал судном. Когда же мы первый раз встретились, не знали друг друга, и, естественно, присматривались и притирались «по ходу пьесы». Слово за слово, прозвучал город Мурманск. С этого места поподробнее. Ага. МВИМУ… Десять лет после моего выпуска. И даже некоторых моих уважаемых преподавателей застал и поучился у них разумному, доброму, вечному: у Сарлаева Валерия Яковлевича, Бояринцева Евгения Леонидовича и других. Ну, раз так, то дальше можно быть спокойным. Из всех последующих морских передряг мы, с ним на пару, выбирались достойно и уверенно.

И вот его контракт закончился, подмена состоялась в Аргентине. Порт Розарио. Погрузка кукурузной муки на Европу. Проблема в том, что аргентинская река Парана мелковата. Недобрав заявленный груз, теряется коммерческая выгода от фрахта, что не устраивает судовладельца, а перебрав даже очень немного – рискуешь сесть не мель, со всеми вытекающими, что категорически не устраивает капитана. Отвечает за грузовые операции старпом. Уже новый. Был проинструктирован. Задача стояла несложная: просто контролировать осадки и остановить погрузку при достижении названных осадок. Количество груза потом будет рассчитано по осадкам, балкеристы стандартно и заучено произносят: драфт-сюрвей. Я, прикинув скорость погрузки, поставил будильник и лёг отдыхать. Проснувшись за полчаса до будильника, «в разобранном состоянии», выглянул в иллюминатор, погрузочные «соски» исправно «поливали» мукой в наши трюма, а старпом бродит по причалу с озадаченным видом. Радио-станция «воки-токи» в помощь. Старпом – капитану… Мне докладывают осадки, и услышанные цифры повергают меня в шок. Осадки на выход уже больше, чем сообщил агент до захода, информируя нас о погрузке. Полундра! Стоп погрузка!!! Стивидор и форман ворчат, крышки закрываем чуть ли не под подающийся по «соскам» груз. Выходит на связь агент. Сообщаю осадки и понимаю, что добром это не кончится. Был консилиум из сотрудников службы движения капитана порта и лоцманов. В итоге пара лоцманов сказали, что попытаются вывести судно с перегрузом, но, как всегда, под ответственность капитана. Заранее было известно, что выгрузить уже погруженное никакой возможности нет. Нужно рисковать. Коллегиально принимаем решение выходить, под мою ответственность.

Сказано – сделано. Пошли. Точнее, поползли на брюхе. Идти больше суток. Где-то глубже - разгоняемся. К мелякам – сбавляемся. Идём. Нутром ощущаю неприятности, но сформулировать беспокойство не могу. А и не надо. Туман. Густой, непроходимый туман спускается на Парану. Служба безопасности движения останавливает все перемещения в реке. А мы в узком месте… И мы же идём по течению. То есть просто «остановиться» не получится. Нужно стать на якоря. Очевидно, что, как и положено, нас развернёт носом на течение, то есть на 180 градусов. Только вот ширины реки не хватит, а плотина из нас получится знатная.

Густеет туман. Опытный лоцман сам «подобрался» и весь мостик тоже «зазвенел» от внутреннего напряжения. Кто знает – тот поймёт. Тут скоро небольшое расширение есть. Нужно до него добраться. Боцману на бак! Но и с бака боцман дальше десяти метров ничего не видит. Сложная постановка: отдаём левый якорь, прижав нос к кромке канала, потом на цепи разворот, помогая машиной уменьшить радиус, корма по камышам, лоцман спокоен, а я нет, ибо отвечать – мне. Камыши с крыла мостика были видны, а очевидцу на корме даже слышны. «Занесли» нос, чтобы отдать правый якорь, и, наконец, выровняли цепи. Стали. Прислушались. Приглядываться-то бесполезно. Молоко.

Дед по телефону вопрошает: “Машине – отбой?” “Нет, любезный моей душе и хорошей морской практике, старший механик. Машине – постоянная готовность. С проворачиванием и пусками на воздухе, с чем еще вам там надо, главное – готовность!” Часов пять длилось это безобразие, и потом туман стал «расползаться», по УКВ прошло «добро» начинать движение с необходимыми предосторожностями. В обратной последовательности выбрали якоря, снова нужно развернуть лайнер на 180 градусов, а он противится, ему же нравится носом к течению. Помучав машину и боцмана, подровняв кормой несколько «соток» камышей, вернулись на курс, и продолжили свой путь. Следующая станция – рейд Буэнос Айреса. Еще часов восемь. Предстоит бункеровка. То есть, осадка увеличится, но там уже плёсы, близость океана и глубины чуть больше. Якорная стоянка южнее фарватера, благополучно выкатываемся, находим приличное место и становимся на якорь, докладываемся «движению», агенту, и нас информируют, что ожидать бункеровщика нам предстоит не меньше пяти часов.

Прогноз погоды: резкое усиление ветра. Снова – здорово! Не спал уже больше суток. Глубины на якорной стоянке разные, есть и опасные для нас, и если не устоим на якоре – можем сесть, еще до бункеровки. Ну, этому не бывать! Машинной команде нужно готовиться к бункеровке, и готовность Главного Двигателя назначается в 15 минут. Первый шквал… Стоим! Лоцман, переговорив с половиной населения Аргентины на разных каналах УКВ, отсмеявшись и отшутившись, обращается: “Мастер, я пойду отдыхать. Ждём бункеровщика. Как закончите все дела и будете готовы сниматься, минут за десять предупредите меня, я поднимусь и поедем дальше. Да, следите на таких-то каналах для связи со службой движения и бункеровщиком”. «Добро», мистер Пайлот, так и сделаем. А на вахту заступил молодой второй помощник капитана. Первый раз в этой должности. Ответственный и толковый, но - неопытный. Мыслил так, раз мы стоим на якоре, навигации нет, можно посвятить себя сводкам. В современном состоянии морской индустрии это - то еще удовольствие! Офисный планктон, при неисчислимом количестве элементов в своей системе, тем не менее, любит, чтобы всё, что их даже теоретически может заинтересовать – было им сообщено, стало на свои места в их многочисленных программах, заняло свои ячейки, в которые никто из них никогда не удосужится посмотреть, но с судна – строгий спрос, не без морёного дуба в голосе. Посему вся эта кухня – заведование второго помощника. Он со всем рвением погрузился в сладостный мир цифр, графиков и диаграмм, как говорил голос Новосельцева за кадром в кинофильме «Служебный роман». Я, понимая, что устал, все-таки не торопился покидать мостик, и продолжал с наслаждением убеждаться, что якорь держит хорошо. Вот только остаётся открытым вопрос, сохранится ли такое положение дел с ошвартованным бункеровщиком у борта. Но время до его подхода оставалось еще вполне приличное, и я принял решение спуститься вниз, и хоть немного отдохнуть…

Настоящее повествование началось с разных старпомов: сменившегося и заступившего. Заступивший и не справившийся с элементарным заданием больше в Компании не работает. А уехавший домой с характеристикой-рекомендацией - сам стал капитаном и бороздит теперь просторы, так сказать, автономно (от меня).

Судьба меня сводит с молодым, но толковым и перспективным чифом, я его натаскиваю, показываю и рассказываю, и так продолжается несколько лет, и после каждого контракта в его портфеле была рекомендация, но пока случай не подвернулся, он, самоуверенно предполагаю, что с удовольствием, работал под моим началом. И вот его время пришло! Ко мне на судно он попал, когда у меня уже было два месяца за кормой. По задумке и всеобщему согласию, он должен был «покататься» за моей широкой спиной пару месяцев, привыкнуть к пароходу, и при моей смене – заступить на мостик вместо меня, приняв судно, дела и обязанности, выражаясь суконным языком. Теперь нужно сообщить, что этот, уже состоявшийся капитан, сменивший меня только что, из чифовского кресла, шёл к своей цели по карьерной лестнице «ноздря в ноздрю» с оставленным нами всего на один абзац в Аргентинских водах, вторым помощником, на его первой вахте на мостике, на стояночной вахте, в ожидании бункеровщика…

Спустившись в каюту, я не смог заставить себя умыться и прилечь хотя бы на диванчик. Сел за рабочий стол, открыл электронную книгу на дисплее и пытался читать, вполне осознавая, что прочитав страницу я даже не понял о чём вообще щла речь. Попытался читать дальше. Результата нет.

Для наглядности, мне остаётся подтянуть мировую мультипликацию, а именно тот эпизод, где кот Том с закрытыми глазами, но с нарисованными на веках глазами… где зритель чётко понимает, что кот спит, но при этом он так осмысленно и натурально смотрит на мир, залюбуешься. Моё восприятие мира в те часы вполне себе конгруэнтно состоянию кота «с глазами». И снова звоночек на задворках сознания: дескать, чего сидим? Взял и оттащил тело в шконку! И снова: согласен с разумными перспективами, но вот ноги отказываются нести бренное тело. Точка опоры отказывается покидать кресло. Непонятности: сам себе перестал подчиняться! Усталость, что ли, так влияет?.. Чтобы не сходить с ума, глядя в один из пикселей на мониторе, разворачиваюсь на кресле с целью глянуть в иллюминатор, сменить, так сказать, пейзаж. А таааам…

В уже упомянутом мной мультике, симпатичные весёлые герои носились или срывались с места с великолепным «проворачиванием» ног, сливающимся в сплошной замкнутый круг из движущихся с бешенной скоростью конечностей. Иногда даже с дымом. Так вот такая скорость шевеления конечностями глубоко и печально курит в сторонке в сравнении с моими, далеко выходящими за рамки возможностей даже олимпийских чемпионов по бегу с препятствиями, движениями, совершенными вообще без разминки! Вторая космическая скорость, полагаю, была преодолена мной на второй миллисекунде с начала движения в сторону мостика.

В люмике я увидел «связку» из большого балкера с ошвартованным к нему крупным бункеровщиком, которых, я сразу догадался, потащило на якоре, и разогнало штормовым ветром. И всё это безобразие, в огнях, как новогодняя ёлка, мало того, что уже очень близко, так еще и продолжает вполне активно перемещаться в сторону носа моего судна. Времени нет совсем. Влетев на мостик пушечным ядром, со стороны я просто обязан был напоминать осьминога! Потому что пролетая вдоль панели приборов я заметил, что каналы оставлены (судя по всему, общительным лоцманом) не те, и щёлкнув на нужные цифры я услышал вопли в эфире, как-будто нас пытались дозваться, не используя аппаратуру вовсе. Далее мне нужно было набрать внутренний номер телефона машинного отделения, и практически не объясняя ничего, мгновенно потребовать себе ход, аварийный, хоть самый малый, хоть на несколько минут. Любой!!! Следующее щупальце уже набирало телефон боцмана, и гортань, отвечая по УКВ, дрейфующей на якоре связке (очень жалобно они рассказывали в эфир, что поделать в их состоянии они ничего не могут, хоть и пытаются), продолжая убеждать машинное отделение в необходимости немедленного запуска Главного Двигателя, начала убеждать, параллельно вышеизложенному, еще и боцмана, бежать на бак «как есть», босиком и в трусах, но, главное, срочно, то есть аварийно, немедленно и сейчас! Боцман, выйдя из надстройки (я по засветке понял: в коридоре яркий свет, а в шкафуте темно), мгновенно оценив размеры судов и оставшееся расстояние, рванул на бак как реактивный истребитель…

В итоге, мы всё успели, что могли и должны были успеть! Боцман успел стравить якорь-цепь по команде, машина успела дать задний ход, что помогло травиться канату, и на какие-то метры «съехать» с пути взбесившейся «связки»… Они прошли «чисто», хотя с мостика казалось, что они уже в форпике… Они не зацепились рулём за нашу цепь, их якорь не зацепил наш… иначе, ох, как же хлопотно было бы «распутывать» такой многотонный узелок…Такие манипуляции с якорем и машиной, в такую шальную погоду, не могли остаться безнаказанными, и, что следовало ожидать, после всех изложенных действий, наш якорь тоже «пополз»! Меляков там было припасено вдоволь и для нашей осадки. Пришлось по-взрослому готовить машину. Отпустить боцмана на 100 секунд, сменить кальсоны… И позвать лоцмана, ибо самим маневрировать местные правила запрещают. Лоцман, поднявшись минут через десять после звонка, долго цокал языком и качал головой, видимо, мысленно воссоздав траекторию движения «связки», оценив препятствие в виде нашего судна с его персоной на борту, примерное или возможное кратчайшее расстояние… Переложили мы якорь, а после забункеровались, и вышли, и доставили груз по назначению…

Всё закончилось хорошо! Но осталось прояснить пару вопросов, да? Ну, первый вопрос уже косвенно был освещён: да, нас-то никуда не тащило, и второй помощник занимался сводками. А то, что может тащить НЕ НАС, а на нас… в голову не пришло. Бедолага понял, что влип и попал он круто. Но, раз уж кончилось всё благополучно, получил свою щедрую порцию с добавкой таких слов и междометий, которые я не берусь воспроизвести здесь для вас. Он, как специалист, был изучен, проверен, проэкзаменован, явно и скрыто… и оказался вполне себе перспективным пареньком, способным в навигацких науках. Был помилован, и никаких последствий этот инцидент в его карьере не имел. Недавно узнаю, что спустя энное количество лет, он, так же как мой старпом, в это же время становится капитаном. То есть прямо сейчас… Удачи в морях остаётся ему пожелать! Ибо, если мы встретимся на судне, то передавая дела друг другу, исключительно.

А вот что мешало уставшему до безобразия человеку отправиться в горизонталь? Но ведь что-то мешало!!!

2021 год. Автор: Владимир Козловский.