Найти тему
com-drive

9 ЗИЛов, переделанных для «дальнобоя» – от приварки спальника до серьезного тюнинга

ЗИЛ и дальние маршруты – вещи трудно совместимые. Завод только ближе к концу своей истории начал пытаться выпускать авто со спальными отсеками. А до этого вотчиной «зилков» должны были быть поездки по месту или в соседний город. Но так, чтобы ночевать в дороге не пришлось.

Вот только даже в Советском Союзе действительность не очень соответствовала планам и расчетам. Поэтому ЗИЛы периодически можно было видеть очень далеко от места постоянной дислокации. А уж после развала СССР и вовсе стало не до жиру – какая машина есть под рукой, та и будет совершать 1000-километровый рейс. Если нужно будет – и дальше.

Этот ЗИЛ-130 вряд ли для «дальнобоя», но крыша повышена и «спальник» имеется
Этот ЗИЛ-130 вряд ли для «дальнобоя», но крыша повышена и «спальник» имеется

Самым неприспособленным для дальних маршрутов был ЗИЛ-5301 «Бычок». Просто потому, что вместимость его надстройки не позволяла увезти сколь-нибудь значимое количество груза. Однако спрос на дальнобойные «Бычки» все же был. Иначе завод вряд ли стал бы самостоятельно выпускать модели со спальным отсеком на колесной базе 4,25 метра.

ЗИЛ-130 в плане вместимости был интереснее. Прочности в нем с запасом, так что перегружать можно было смело (пока мотор справлялся). Да и шикарный «диван» в кабине оставлял шанс хоть немного вздремнуть. Впрочем, это было не то. Поэтому спальники на «сто тридцатках» все равно появлялись. Вот только ввиду короткой базы приварить их пытались сверху.

Понятно, что спальник-обтекатель наглухо приварен к будке. А вот как в него попадал водитель – вопрос
Понятно, что спальник-обтекатель наглухо приварен к будке. А вот как в него попадал водитель – вопрос

Единственным ЗИЛом советских времен, условно подходившим для работы на большом плече, был ЗИЛ-133ГЯ. Да и то только потому, что в его моторном отсеке стоял дизельный КамАЗ-740 на 210 л.с., а не бензиновая 150-сильная «восьмерка». Как ни крути, но на официальные 10 тонн груза ему мощности хватало.

Простейший вариант тюнинга – просто приварен «спальник», ну, и решетку радиатора зачем-то заменили. Забавно, никогда не видел живьем два «родных» топливных бака
Простейший вариант тюнинга – просто приварен «спальник», ну, и решетку радиатора зачем-то заменили. Забавно, никогда не видел живьем два «родных» топливных бака

Зато кабина ему досталась от той же «сто тридцатки» - для ночевки совсем не приспособленная. Правда, у ЗИЛ-133ГЯ было преимущество перед ЗИЛ-130 – длинная рама позволяла совершенно спокойно приварить спальный отсек без ущерба для вместимости. Просто сдвигаешь платформу назад на сколько нужно.

А здесь «спальник» уже с какой-то мудреной выштамповкой под окно – может, часть кабины от «лобатого»? Обтекатель из лобового стекла – классика
А здесь «спальник» уже с какой-то мудреной выштамповкой под окно – может, часть кабины от «лобатого»? Обтекатель из лобового стекла – классика

Те, для кого маршруты за тридевять земель были не разовой акцией, шли еще дальше. Здоровенные кузова, полноценные обтекатели, большие топливные баки. И «спальник», само-собой. Периодически встречались машины с замененными ведущими мостами, например, от МАЗа.

Варианты спальных отсеков не ограничивались банальным удлинением штатной кабины. Встречались и гораздо более серьезные версии. Умельцы варили такие «спальники», что на их фоне уже начинала казаться маленькой сама кабина. После такого тюнинга внутри можно было спокойно перемещаться в полный рост.

Изредка встречались те, кого не устраивал двигатель КамАЗ. Ну, либо после его «кончины» под руку попадал только «ярославец». Из-за больших габаритов он не влезал в отведенное пространство под капотом, и на свет появлялись «сто тридцать третьи», не похожие на самих себя.

Появление в линейке завода модели ЗИЛ-4331 не изменило ситуацию. Скорее даже ухудшило ее. Ведь теперь вместо удобного дивана в кабине было два отдельных кресла. Ехать на них, может, и удобнее, а вот отдыхать – точно нет. Поэтому «квадратные» «зилки» получили самодельные «спальники» по уже проверенной технологии – на крыше.

«Спальник» варили от души – даже выше кузова получился
«Спальник» варили от души – даже выше кузова получился

Впрочем, всегда находились люди, которые из любой машины умудрялись сделать шедевр. Интересный, функциональный и радующий глаз своей необычностью.

Как раз есть походящий «квадратный» ЗИЛ, которому не просто в полтора раза увеличили кабину, но и подкатили третью неведущую ось. Согласитесь, круто же получилось!

Все эти фотографии были сделаны в Беларуси в середине «нулевых». Редко-редко теперь встретишь такой тюнинг. А жаль, выглядели такие ЗИЛы оригинально…

Огромная благодарность Александру Быковскому за помощь в создании материала