Найти тему
Артур Руденко

Четвертый курс, дипломы откладываются на год, продолжение следует

И.П.Котляревский ''Энеида-мы''. Учебный театр ''Пятый этаж''. На фото И. Юсухно, Ю. Кобылинский, В. Ковалевский, Т.Сытова, А. Сердюк, Е.Золотарева, Н. Панекина, А. Руденко, 2009 год
И.П.Котляревский ''Энеида-мы''. Учебный театр ''Пятый этаж''. На фото И. Юсухно, Ю. Кобылинский, В. Ковалевский, Т.Сытова, А. Сердюк, Е.Золотарева, Н. Панекина, А. Руденко, 2009 год

Наш первый ''выпускной'' спектакль ''Месса по деве'' был принят педагогами на ''ура!!''. Все остальные зачёты и экзамены я сдал легко, без особого труда на ''хорошо'' и ''отлично''. Незаметно пролетели летние каникулы и снова, здравствуй, осень! Здравствуй, университет! Здравствуй, 4ый курс! Самый серьёзный, в конце которого будут и госэкзамены и дипломные: академический вокал, хореография, сценическая речь (где надо прочитать наизусть минимум 17 минут либо прозы, либо поэзии). Плюс к окончанию курса мы должны выпустить  ещё 3 спектакля. Мащенко и Стеценко предложили поэму-бурлеск И. П. Котляревского ''Энеида'', на сюжет одноимённой поэмы Вергилия. И опять у нас полная свобода в этюдах, подборе музыки и интерпретации сюжета. ''Мащенковцы'' считались одним из самых сильных курсов в  университете. У нас было особое чувство юмора и музыкальности. Чего только не творили на своих отрывках! На одном из занятий по актерскому мастерству у меня возникла идея показать жизнь троянцев до и после пожара, уничтожившим её. Под музыкальное сопровождение, в замедленном действии, ''греки'' с ''троянцами'' играли в карты и обманным путем заставили тех потерпеть поражение. Дело было так, Михаил Шейка показывал мне жест рукой и говорил: ''Смотри! Элвис!''. Я медленно с удивленным лицом и открытым ртом поворачивался к зрителям, в это время Миша менял карты, и все понимали что ''троянцы'' в проигрыше... В отчаянии я хватался за голову, отдавал ему наших троянок-одногруппниц, и  через затемнение мы переходили уже к другой картине. Все это так и осталось на уровне наших студенческих этюдов.

И.П.Котляревский ''Энеида-мы''. Учебный театр ''Пятый этаж''. На фото  Ю. Кобылинский, В. Ковалевский,  А. Руденко,  А. Сердюк,  В. Тарарака, М. Шейка, 2009 год
И.П.Котляревский ''Энеида-мы''. Учебный театр ''Пятый этаж''. На фото Ю. Кобылинский, В. Ковалевский, А. Руденко, А. Сердюк, В. Тарарака, М. Шейка, 2009 год

Спектакль назывался ''Энеида-мы'' и он был одноактным. Костюмы -- самые обычные: желтые футболки с лосинами или обтягивающими темными джинсами (это чем-то напоминало команду из фильма ''Бегущий по лезвию''). Декорации -- самые минимальные: кубы, различные ткани, при помощи которых мы меняли место действия. Спектакль был выстроен таким образом, что весь курс постоянно находился на сцене. Начинали с того, что я, Валя Ковалевский и Юра Кобылинский, втроем играли на гитарах и пели сочиненные нами стихи про жизнь троянцев и Энея. Это звучало на украинском языке и было положено на песню ''Californication'' группы ''Red hot chili peppers''

И.П.Котляревский ''Энеида-мы''. Учебный театр ''Пятый этаж''. На фото  Ю. Кобылинский, В. Ковалевский,  А. Руденко, 2009 год
И.П.Котляревский ''Энеида-мы''. Учебный театр ''Пятый этаж''. На фото Ю. Кобылинский, В. Ковалевский, А. Руденко, 2009 год

В этом спектакли все чувствовали себя одним целым, работали очень быстро, чётко, слаженно, успевая на ходу менять декорации, а некоторые дополняли свои нехитрые костюмы какими-нибудь деталями, т. к. играли несколько ролей. К зиме спектакль был готов, зрители приняли его на ''ура!'', и он вошёл в репертуар нашего студенческого театра ''Пятый этаж''.  Несложно догадаться, почему театр назывался именно так. Да-да-да, потому что сцена была на пятом этаже. Сюда приходили зрители, покупая билеты за символические деньги. Очень часто они отзывались о нашем новом спектакле так: ''А что??? Вы уже закончили??? Все так быстро пролетело! На одном дыхании! Хочется еще!...''. Итак, у нас было уже два спектакля, которые шли в учебном театре на зрителя: ''Месса по деве'' и ''Энеида-мы''.

И.П.Котляревский ''Энеида-мы''. Учебный театр ''Пятый этаж''.На фото А. Сердюк, А. Руденко, 2009 год
И.П.Котляревский ''Энеида-мы''. Учебный театр ''Пятый этаж''.На фото А. Сердюк, А. Руденко, 2009 год

Режиссером спектаклей всегда была Оксана Стеценко. Она отвечала за его решение: сценографию, музыку, а Виталий Мащенко давал нам советы по выстраиванию характеров наших героев. Как-то раз на занятия зашёл завкафедрой актерского мастерства Леонид Викторович Садовский и с легкой иронией объявил: "Дорогие друзья! Хочу вас обрадовать! Для получения высшего образования Министерство культуры добавило ещё год учебы!" Никто не ожидал такого поворота событий, т.к. мы планировали уже закончить вуз в этом году. А тут мало того, что добавлялся один год, так мы должны были ещё и перепоступать на этот пятый курс! Это значит, по новой распределение на бюджет и контракт! Но никуда не денешься! Вызов принят! И жизнь потекла по привычному руслу: университет -- рок-группа -- театр. Следующим спектаклем решено было поставить комедию А. П. Чехова ''Медведь''. Здесь мне досталась роль Луки, слуги Поповой. Курс разбили на два состава. Мы всегда играли спектакли в двух составах, но я был исключением, и все свои роли вел один.

И.П.Котляревский ''Энеида-мы''. Учебный театр ''Пятый этаж''.На фото И. Юсухно, Ю. Кобылинский, В. Ковалевский, Т.Сытова, Е.Золотарева, Н. Панекина, А. Руденко, Л. Лукьянова, О. Кочергина, И. Махновец, В. Тарарака, 2009 год
И.П.Котляревский ''Энеида-мы''. Учебный театр ''Пятый этаж''.На фото И. Юсухно, Ю. Кобылинский, В. Ковалевский, Т.Сытова, Е.Золотарева, Н. Панекина, А. Руденко, Л. Лукьянова, О. Кочергина, И. Махновец, В. Тарарака, 2009 год

Спектакль сделали одноактным. Образ Луки был выстроен очень  смешно, и чем-то напоминал мне Труффальдино из Бергамо. На каждую реплику мой герой выходил из разных кулис. Например, в сцене с ударом в глаз Лука улетал в левую кулису, а со смачным синяком выходил уже из правой. Параллельно с репетициями в университете, в театре Пушкина я приступил к работе над ''Рассказами Шукшина''. Здесь мне пришлось быть гитаристом, вокалистом и сыграть главную роль в одной из новелл. Но об этом чуть позже. Из-за работы в театре, репетиции со мной в университете стали всё реже и реже...Премьера ''Медведя'' прошла без меня. Первый состав неожиданно отдали Мише, хотя изначально планировался я. Самое интересное, что и второй состав тоже отдали Мише...

От театра Пушкина до университета было ровно 15 минут ходьбы. Часто  получалось так, что репетиции в университете и в театре шли друг за другом, накладывались по времени. Допустим, в театре с 11:00 а в университете с 13:00, примерно, часа два я находился в театре. Получалось, моё  опоздание в университет составляло около четверти часа. Несмотря на то, что без меня "Медведь" был сыгран несколько раз, я, как примерный ученик, продолжал ежедневно бегать из театра в университет на репетиции, тихонечко просачивался в аудиторию, чтобы  никому не помешать и не нарушить атмосферу. В один из таких дней я вдруг услышал "СТОП!!!" от  Оксаны Стеценко.

И.П.Котляревский ''Энеида-мы''. Учебный театр ''Пятый этаж''. На фото Ю. Кобылинский, В. Ковалевский,  А. Руденко, В. Тарарака, 2009 год
И.П.Котляревский ''Энеида-мы''. Учебный театр ''Пятый этаж''. На фото Ю. Кобылинский, В. Ковалевский, А. Руденко, В. Тарарака, 2009 год

И дальше её :"Руденко! Что ты себе позволяешь! Почему опаздываешь?" На что я очень спокойно попросил прощения. Но Оксана Владимировна была непреклонна:'' А ну, марш на сцену! Покажи, что ты будешь делать в этом диалоге?'' Честно, говоря, я не помнил своих действий в этой сцене и не смог ничего показать. В этом и была моя вина, потому что как актер я должен был, был обязан в любой момент, в любой ситуации включиться в роль и выйти на сцену. Даже не буду описывать, что мне было сказано Оксаной Владимировной! Главное, ей категорически не нравилось, что я работаю в театре, и она грозилась лично позвонить Барсегяну, чтобы он меня уволил! Я очень на это разозлился и неожиданно для себя выпалил:"Да вы радоваться должны, что одного из ваших учеников заметили и пригласили работать в академический театр! А вместо этого вы перекрываете мне кислород!"  Ее поддержал Виталий Мащенко со словами, что театр на меня не очень хорошо влияет и из примерного студента превратил меня в несерьёзного человека. Стеценко с ним согласилась и добавила, что, если ровно через неделю  я не буду полностью готов к роли Луки, то как актер я провалюсь перед всем курсом, но если же я докажу обратное, что смогу, она снимет передо мной шляпу, и тогда буду играть в очередь с Мишей эту роль! У меня всегда с Оксаной Владимировной были прекрасные отношения, я был её любимым учеником. Но после того, как меня взяли в театр Пушкина, что-то сломалось. Часто стали возникать недопонимания, разногласия.

Репетировать со мной никто из педагогов не смог: просто не было времени на меня. Впрочем, так же как и у моих товарищей-сокурсников. Я их всех понимал и не обижался, всем было трудно. Занятия заканчивались в 23:00, а с 9-ти утра всем надо было снова быть на месте. Многие частенько оставались в университете с ночевкой, усталые, и поэтому им было не до меня. Вся сложившаяся ситуация разозлила меня, пробудила спортивный интерес и азарт! Я попросил видеодиск спектакля , и со словами: "Я всем вам покажу на что способен, гораздо раньше, чем через неделю!"и вышел из аудитории..