Найти тему
Классный уголок

А ларчик просто открывался

     Заинтересовать ученика - это целое искусство! Чем увлекаются современные школьники? Компьютерными играми, комиксами, мультфильмами, музыкой, спортом… В общем, всем чем угодно, только не школьными предметами. Русская литература категорически не привлекает учеников моих многонациональных классов. Я стараюсь максимально захватывающе рассказывать о писателях, об их произведениях, делать акцент на взаимоотношениях героев, их характерах и поступках. Всегда разрешаю высказывать свою точку зрения, какой бы она ни была. И в ответ получаю поразительные сравнения.
   Например, мы в 7 классе целый урок разбирали произведение М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Оно в стихах, историческое, с устаревшими словами – архаизмами и историзмами. Ребята почти сразу заскучали, начали болтать, и тогда я обратила их внимание на любовный треугольник между купцом Калашниковым, опричником Кирибеевичем и женой купца Аленой. Некоторое время меня слушали молча, а затем Амина, о которой я писала в рассказе «Любовь не картошка – не выбросишь в окошко» вдруг заявила: «Знаете, а я прочту «Песню…». Она же почти как передача «Пусть говорят» на Первом канале».
   Вот тебе и сравнение, и неожиданный мотив для знакомства с классическим произведением.
   Но я хочу рассказать вам другую историю. В 9 классе ученики чувствуют себя взрослыми, потому что класс выпускной, и многие на этом заканчивают учебу в школе и поступают в колледжи. Какая уж тут литература! 
  На третьей парте у окна в 9 «А» классе сидит Гусейн. Он весь такой «длинный». Высокий рост, нос, как у дятла, даже волосы и те длинные. На уроке русского языка Гусейн внезапно начал огрызаться за поставленную мной двойку. Он не выполнил домашнее задание. 
 «Вот, - кричал он мне, - за отсутствие домашнего задания так сразу два, а за выполненное пять не ставите». «Что же, ну тогда выходи к доске, попробуй исправить свою двойку», - предложила я ему. Но тут Гусейну опять не повезло. Задание он выполнить не смог и получил еще одну двойку. «Меня мама ругать будет», - заныл он. 
   Следующим уроком в 9 «А» была литература. Мы разбирали известную всем повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Мне кажется, это одно из немногих литературных произведений, изучаемых в школе, которое знают почти все. Иногда при случае упоминая эту повесть в разговоре с малознакомыми людьми, я удивлялась, когда слышала в ответ. «Бедная Лиза? Да, помню. Жалко ее, жалко». Знал бы Карамзин, какой потрясающий шедевр он написал! Популярней, чем «Евгений Онегин» или «Герой нашего времени»!
   Как ни странно, Гусейн начал активно участвовать в обсуждении характера главного героя повести Эраста. Он перечислял черты его характера, анализировал поступки. И тут я предложила: «Гусейн, я задам тебе последний вопрос. И если ты ответишь на него правильно, то поставлю тебе пять». Класс замер. Я предупредила, что если кто-то подскажет ему, то ответ не будет засчитан. Все согласились. «Какая черта характера заставила Эраста так плохо поступить с Лизой?», - спросила я. Гусейн задумался. И вдруг ответил: «Эгоизм». Он получил свою заслуженную пятерку.  
   На перемене он попросил меня не ставить полученные им двойки по русскому языку в обмен на выполнение в дальнейшем всех заданий и прилежное поведение. Я согласилась, сказав ему, что это наш секретный договор, нарушив который, он автоматически получает плохие оценки.
   Домашнее задание к следующему уроку литературы заключалось в письменной характеристике Лизы, Эраста, автора повести и пейзажа. Уже на перемене ко мне подошел … Кто бы вы думали? Конечно, Гусейн с вопросом: «А вы домашнее задание спрашивать будете?» Я ответила, что обязательно буду. На следующий день, начав урок, я спросила, все ли сделали домашнее задание, и кто готов отвечать. Гусейн закричал: «Я готов! Я все написал! Я впервые с 5 класса завел тетрадь по литературе!» Увидев такую тягу к знаниям, я не могла не спросить его снова. Гусейн получил вторую заслуженную пятерку. Но как только я объявила ему об этом, он потерял всякий интерес к уроку. Сразу повернулся к соседке и завязал с ней разговор. «Гусе-ейн!», - ласково позвала я. Он посмотрел на меня. «Договор!», - прошептала я и приложила палец к губам. Гусейн замолчал и сложил руки на парте. 
  А вы любите литературу?
Заинтересовать ученика - это целое искусство! Чем увлекаются современные школьники? Компьютерными играми, комиксами, мультфильмами, музыкой, спортом… В общем, всем чем угодно, только не школьными предметами. Русская литература категорически не привлекает учеников моих многонациональных классов. Я стараюсь максимально захватывающе рассказывать о писателях, об их произведениях, делать акцент на взаимоотношениях героев, их характерах и поступках. Всегда разрешаю высказывать свою точку зрения, какой бы она ни была. И в ответ получаю поразительные сравнения. Например, мы в 7 классе целый урок разбирали произведение М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Оно в стихах, историческое, с устаревшими словами – архаизмами и историзмами. Ребята почти сразу заскучали, начали болтать, и тогда я обратила их внимание на любовный треугольник между купцом Калашниковым, опричником Кирибеевичем и женой купца Аленой. Некоторое время меня слушали молча, а затем Амина, о которой я писала в рассказе «Любовь не картошка – не выбросишь в окошко» вдруг заявила: «Знаете, а я прочту «Песню…». Она же почти как передача «Пусть говорят» на Первом канале». Вот тебе и сравнение, и неожиданный мотив для знакомства с классическим произведением. Но я хочу рассказать вам другую историю. В 9 классе ученики чувствуют себя взрослыми, потому что класс выпускной, и многие на этом заканчивают учебу в школе и поступают в колледжи. Какая уж тут литература! На третьей парте у окна в 9 «А» классе сидит Гусейн. Он весь такой «длинный». Высокий рост, нос, как у дятла, даже волосы и те длинные. На уроке русского языка Гусейн внезапно начал огрызаться за поставленную мной двойку. Он не выполнил домашнее задание. «Вот, - кричал он мне, - за отсутствие домашнего задания так сразу два, а за выполненное пять не ставите». «Что же, ну тогда выходи к доске, попробуй исправить свою двойку», - предложила я ему. Но тут Гусейну опять не повезло. Задание он выполнить не смог и получил еще одну двойку. «Меня мама ругать будет», - заныл он. Следующим уроком в 9 «А» была литература. Мы разбирали известную всем повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Мне кажется, это одно из немногих литературных произведений, изучаемых в школе, которое знают почти все. Иногда при случае упоминая эту повесть в разговоре с малознакомыми людьми, я удивлялась, когда слышала в ответ. «Бедная Лиза? Да, помню. Жалко ее, жалко». Знал бы Карамзин, какой потрясающий шедевр он написал! Популярней, чем «Евгений Онегин» или «Герой нашего времени»! Как ни странно, Гусейн начал активно участвовать в обсуждении характера главного героя повести Эраста. Он перечислял черты его характера, анализировал поступки. И тут я предложила: «Гусейн, я задам тебе последний вопрос. И если ты ответишь на него правильно, то поставлю тебе пять». Класс замер. Я предупредила, что если кто-то подскажет ему, то ответ не будет засчитан. Все согласились. «Какая черта характера заставила Эраста так плохо поступить с Лизой?», - спросила я. Гусейн задумался. И вдруг ответил: «Эгоизм». Он получил свою заслуженную пятерку. На перемене он попросил меня не ставить полученные им двойки по русскому языку в обмен на выполнение в дальнейшем всех заданий и прилежное поведение. Я согласилась, сказав ему, что это наш секретный договор, нарушив который, он автоматически получает плохие оценки. Домашнее задание к следующему уроку литературы заключалось в письменной характеристике Лизы, Эраста, автора повести и пейзажа. Уже на перемене ко мне подошел … Кто бы вы думали? Конечно, Гусейн с вопросом: «А вы домашнее задание спрашивать будете?» Я ответила, что обязательно буду. На следующий день, начав урок, я спросила, все ли сделали домашнее задание, и кто готов отвечать. Гусейн закричал: «Я готов! Я все написал! Я впервые с 5 класса завел тетрадь по литературе!» Увидев такую тягу к знаниям, я не могла не спросить его снова. Гусейн получил вторую заслуженную пятерку. Но как только я объявила ему об этом, он потерял всякий интерес к уроку. Сразу повернулся к соседке и завязал с ней разговор. «Гусе-ейн!», - ласково позвала я. Он посмотрел на меня. «Договор!», - прошептала я и приложила палец к губам. Гусейн замолчал и сложил руки на парте. А вы любите литературу?