Постепенно родовой строй уходил в прошлое и на смену ему приходило классовое общество с деспотией. Как же так вышло, что свободный человек первобытного общества так легко поддался появлению жесткой власти?
“Наивность взгляда” первых людей (о которой я говорила в этой статье) никуда не исчезла. Наш первобытный ребенок возился в песочнице, но в какой-то момент пришел властный родитель со своим порядком. Да, вероятно ребенок мог сопротивляться, поэтому нет сомнений, что насилие лежит в основе нового уклада жизни.
Да и ребенка легко обмануть. В сознании людей, привыкших к вещественному выражению всех жизненных отношений, авторитет власти приобретал высшее признание, когда он сопровождался захватом тотема рода. Покровитель рода становился покровителем царя. Для человека с магическим мышлением “послушание” покровителя тотема было вполне логичным.
С приходом власти в срочном порядке меняли и народные предания, тем самым и само мировоззрение угнетенного народа. Сам же народ был отстранен от творческой жизни.
Конечно же, в сказания появляется монархическая окраска. Так, жрецы обработали легенду о небесном царе богов Мардуке, который будто бы силою своего мужества и жестокости победил Тиамата и других непокорных богов.
Представьте, человек только начал свой путь, он окружен загадками и тайнами, как вдруг ему говорят, что после смерти его ожидают вечные муки и все, что ему остается, — подчиняться и произносить молитвы. Бедный человек!
Человек верит своей власти, как ребенок своему родителю. Устрашение и подавление воли лежат в основе древневосточной религии. Так было начиная с государства Шумера и заканчивая монархией Кира Персидского в древнем Востоке.
Что же в итоге нужно для деспотии? Всего-то немного неведения и страха. Этого будет достаточно.