Найти в Дзене

История итальянского сонета

Сонет имеет обширную и богатую историю: он появился на свет в Сицилии, в среде поэтов императора Священной Римской империи Фридриха II Гогенштауфена (1194-1250), не исключено, однако, что впервые он был изобретен еще провансальскими трубадурами, часть которых бежала на Сицилию после крестового похода, объявленного папой Иннокентием III против альбигоцев. В этом случае Джакомо (Якопо) да Лентини («которого документы 1233 и 1240 годов называют придворным нотариусом и королевским посланником») в период правления Фридриха II только подтолкнул эту форму к популярности. Однако сейчас многие исследователи считаю его настоящим отцом жанра, т.к. его стихотворное собрание превосходит объемом собрания других поэтов, живших в то время, а также рукописи Лентини обычно предшествуют произведениям других авторов. Итак, что же такое сонет? Сонет — это твердая форма стихотворения, состоящая из четырнадцати строк и обладающая каноничной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет обычно
Источник изображения: https://clck.ru/Y4zdV
Источник изображения: https://clck.ru/Y4zdV

Сонет имеет обширную и богатую историю: он появился на свет в Сицилии, в среде поэтов императора Священной Римской империи Фридриха II Гогенштауфена (1194-1250), не исключено, однако, что впервые он был изобретен еще провансальскими трубадурами, часть которых бежала на Сицилию после крестового похода, объявленного папой Иннокентием III против альбигоцев.

В этом случае Джакомо (Якопо) да Лентини («которого документы 1233 и 1240 годов называют придворным нотариусом и королевским посланником») в период правления Фридриха II только подтолкнул эту форму к популярности. Однако сейчас многие исследователи считаю его настоящим отцом жанра, т.к. его стихотворное собрание превосходит объемом собрания других поэтов, живших в то время, а также рукописи Лентини обычно предшествуют произведениям других авторов.

Итак, что же такое сонет?

Сонет — это твердая форма стихотворения, состоящая из четырнадцати строк и обладающая каноничной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.

Сонет обычно разделяют на два вида: итальянский и английский, но существуют и добавочная разновидность французского, а за ним и русского сонета. Они различаются способами рифмовки и самим построением стихотворения. Итак, чем же отличается итальянский сонет.

Сонетная форма, использованная Лентини и поэтами сицилийской школы, состоит из двух катренов (первые 2 четверостишия), соединенной перекрестной рифмой (ab ab), и двух терцетов (последние 2 трехстишия). Однако, иногда разделяют итальянский сонет на одну октаву (первые восемь строк) с перекрестной рифмовкой (ab ab ab ab) и одного секстета (последние 6 строк), обычно состоящего из двух терцетов.

Вероятно, первоначально Джакомо да Лентини пользовался более простой разновидностью формы сонета, в которой рифмовка секстета напоминала рифмовку октавы: cd cd cd. Однако большая часть его сонетов написана с применением другой рифмосхемы, которая позволила четко выделить секстет и два входящие в него терцета: cde cde. Последняя схема с некоторыми изменениями была впоследствии подхвачена итальянскими поэтами.

Скульптура Франческо Петрарки . Флоренция.
Скульптура Франческо Петрарки . Флоренция.

Эпоха Возрождения стала активно осваивать и развивать сонет. Он становится важной художественной составляющей в дантевской «Новой жизни» (1291-1292). Позднее Петрарка (1304-1374) создает первый в истории литературы сонетный цикл – «Книгу песен». Считается, что венец итальянского сонета приходится на творчество Франческо Петрарки. Также творчество этого поэта вдохновило английских поэтов.

Итальянский сонет пишется одиннадцатисложным размером и делится на октаву и секстет. В отличие от сицилийской формы, итальянская требует, чтобы в октаве использовалась охватная рифма ab ba ab ba, а не перекрестная. В секстете позволяется большее разнообразие: возможны рифмовки cd cd cd, cde cde, cde edc и т.д.

Приведем пример типичного итальянского сонета, а именно произведение Джакомо да Лентини «Chi non avesse mai veduto foco»в переводе Г.А. Русакова:

Тому, кто видит пламя в первый раз,

И невдомёк что жжётся это диво.

Ведь поглядеть — одна услада глаз:

Играет да резвится шаловливо.

Но только тронь — и всё поймёшь тотчас:

Рука болит, ожог — аж до нарыва!

Вот так бы ты однажды обожглась!

Во мне-то всё лишь этой болью в живо…

Ну, обожгись, любимая моя!

Тогда, глядишь, и ты бы подобрела, уберегла,

Уберегла б меня от Новых бед.

Увы, любовь — особая статья;

Ты в прятки с ней играть понаторела,

Я ей служу — и мне пощады нет.

Флоренция – Родина Петрарки
Флоренция – Родина Петрарки

Это было краткое объяснение итальянского сонета. Итальянский сонет является эталонным. А как считаете вы? Читаете ли вы сонеты? :)