Бойцы Корпуса Стражей Исламской Революции, бронетанковая и две пехотные дивизии, бригада ВДВ при поддержке артиллерии и ударной авиации проводят учения «Покорители Хайбара» у границ Азербайджана. В ответ на это Турция и Азербайджан развернули в Нахичевани свою мощную группировку войск и начали учения «Нерушимое братство». Для войны достаточно одного неточного залпа…
Моя недавняя статья о противостоянии Ирана с Азербайджаном и Турцией получила неплохой отклик, но оставила у читателей много вопросов. Как же так? Ведь Турция суннитская страна. Её власти раньше ненавидели шиитов. Широко известны факты гонений турецких властей на алавитов, которые компактно проживают в южных районах этой страны. Алавизм трудно назвать течением традиционного шиизма, но все-таки алавиты ближе к этому направлению ислама. А у суннитов они считаются чернокнижниками. К алавитам, кстати, относится весь правящий клан в Сирии, в том числе умерший Хафез Асад и его сын Башар Асад. Так почему же суннит Эрдоган и шиит Алиев целуются в засос? Почему шиитский Азербайджан при поддержке суннитской Турции находится на грани войны с шиитским Ираном. Может быть, азербайджанцы Ирана хотят воссоединения со своей малой родиной? Нет.
Азербайджанцы северо-западных провинций Ирана (Южного Азербайджана), а их в три раза больше, чем в самом Азербайджане, чувствуют себя прекрасно и не стремятся в объятия Баку. Традиционно они занимают очень сильные позиции в Тегеране. Достаточно сказать, что великий аятолла Али Хаменеи (второй лидер Ирана после Хомейни) по национальности азербайджанец. Азербайджанцем был классик персидской поэзии Низами и многие другие культурные и политические деятели Ирана. У персов и азербайджанцев в Иране нет ненависти друг к другу, как, например, у таджиков и узбеков в Средней Азии. Они веками жили в одной великой стране и отражали нападения Османской и Российских империй. Они придерживаются одного и того же направления в исламе – шиизма. Благодаря всем этим факторам сепаратистские настроения у азербайджанцев Ирана практически отсутствуют. Но это пока. Тегеран обоснованно опасается, что скоро Эрдоган начнет баламутить и подчинять своему влиянию этот народ, как он уже сделал в Северном Азербайджане.
Северный Азербайджан (нынешнее независимое государство) отошел к Российской империи по условиям Гюлистанского (1813 г.) и Туркманчайского (1828 г.) договоров, завершивших русско-персидские войны. Это был прогрессивный шаг для северных азербайджанцев. Они попали под власть более передового государства, чем Персия. Вхождение в состав империи, а затем в СССР позволило развить мощную нефтедобывающую промышленность, воспитать научную и творческую интеллигенцию Азербайджана. Вместе с тем, северные азербайджанцы частично потеряли связь со своими южными соплеменниками, многие стали атеистами и более не были подвержены постулатам шиизма. В результате, после обретения независимости, в Азербайджане установилась крепкая светская власть, крайне далекая от религиозной власти в Иране. Более того, сейчас существует тенденция перехода многих азербайджанцев в суннизм, видимо не без влияния Турции, которая рассматривает эту страну своим «младшим братом». Для этого есть все предпосылки. Действительно, турки и азербайджанцы отличаются друг от друга, в том числе и по языку, примерно как русские и белорусы.
Впрочем, различия в религиозных взглядах не принципиальны для Эрдогана. Он продвигает идеи пантюркизма (не путать с панисламизмом). Турецкий лис мечтает объединить вокруг Анкары все тюркоязычные государства. В сфере его интересов находятся Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизия. Его слоган: "Одна нация – шесть государств". Где Большой босс, конечно, Турция. Экономическая и отчасти военная интеграция этих государств движется семимильными шагами. Естественно, что дальше аппетиты Эрдогана будут распространяться на тюркоязычные регионы России и Ирана. И тут мы с персами союзники.
Таким образом, шиитский Азербайджан и суннитская Турция оказались лучшими друзьями против исторически и религиозно более близкого азербайджанцам Ирана. Но опасения Тегерана в разжигание азербайджанского сепаратизма со стороны Анкары и Баку – далеко не единственная причина нынешнего конфликта. Почти 40% оружия в Азербайджан сейчас поступает из Израиля, который неожиданно стал вторым другом для Баку после Турции. Существенный вклад в победу Азербайджана во 2-й Карабахской войне сыграли еврейские БПЛА. Я уже писал об опасениях Тегерана, что следующий улар бомбоштурмовой удар по ядерным объектам страны будет нанесен израильской авиацией с аэродромов Азербайджана.
Но и это еще не все. У Ирана традиционно дружественные отношения с Арменией, которые подкрепляются стратегическим экономическим интересом. Тегеран мечтает запустить «Кавказский коридор», который бы связал Иран через Армению и Грузию с Черным морем. Благодаря этому коридору, иранская продукция получила бы кратчайший выход на страны Европы. Министр дорог и городского развития Ирана Ростам Гасеми уже жестко предупредил Баку:
Ни одна дорога не будет закрыта для Ирана!
Тут конечно же имеется ввиду ситуация в армянской Сюникской области, которая стала причиной обострения нынешнего конфликта.
Стоит ли говорить, как раздражают Баку дружественные отношения Ирана с Арменией? И как раздражает Иран желания Баку отсечь его от Армении путем обустройства «Зангезурского коридора»?
Вот этот клубок конфликтов, уважаемые читатели, и стал причиной того, что некогда дружественные шиитские Иран и Азербайджан рассорились между собой, а Турция в лице Эрдогана удовлетворенно потирает руки.
P.S. Друзья, пишите комментарии, не соглашайтесь со мной, спорьте. Постараюсь ответить на все обращенные ко мне вопросы. Главное, чтобы не было равнодушия. Подписывайтесь на канал. Впереди нас ждет много интересного.
Илья Гусаров