Копирайтер – это человек, который занимается созданием текстов для интернет-пространства – коммерческих и информационных сайтов, социальных сетей. Это весьма востребованная профессия, ведь такой специалист нужен каждому бизнесу, который хочет развиваться в онлайне. Вопреки распространенному заблуждению, копирайтинг – это не работа для студентов и мам в декрете, для этой карьеры недостаточно умения хорошо писать школьные сочинения. В этой статье поговорим о реалиях профессии, навыках, востребованных у работодателей и зарплате специалистов.
Не забудь подписаться на наш Телеграм канал! Каждый день мы публикуем бесплатные лекции, уроки, мастер-классы, интенсивы.
Обязанности копирайтера
Если говорить обобщенно, копирайтером называется любой человек, который пишет авторские тексты для интернет-ресурсов. Если углубиться, то становится понятно, что задачи могут быть очень разными: это и написание коммерческих материалов, описаний страниц, разделов, товаров в интернет-магазине, рекламные статьи, посты в социальных сетях, статьи для блога или слоганы.
Причем хороший копирайтер не просто выдаст текст по нужной тематике, он поможет вашему бизнесу повысить продажи, улучшит репутацию компании, поможет выстроить отношения с целевой аудиторией. То есть для того, чтобы работать и быть ценным для бизнеса специалистом, все-таки, необходимо иметь множество профессиональных скиллов, а не просто уметь составлять слова в предложения.
В пул основных обязанностей копирайтера обычно входит:
- Основная задача – написание текстов согласно ТЗ заказчика/клиента. Это значит, что работа должна быть уникальной, соответствовать по тематике и объему заданным параметрам, содержать ключевые слова, решать задачи клиента.
- Участвовать в брифах с заказчиком и командой.
- Предлагать идеи, тематики, форматы для статей и постов.
- Разрабатывать tone of voice или следовать установленным параметрам текстовой коммуникации бренда.
Зарплата и востребованность
Онлайн пространство развивается с невероятной скоростью, и с каждым днем человечество потребляет все больше контента, в том числе текстового. А его должен кто-то создавать. Поэтому, с одной стороны, карьера копирайтера является весьма востребованной среди работодателей, но с другой, многие специалисты, особенно на начальном этапе карьеры, отмечают высокую конкуренцию и недовольство гонорарами. Это вызвано, в первую очередь, размытыми стандартами профессии.
Написать текст может практически каждый человек, получивший школьное образование, при этом далеко не каждый потенциальный заказчик может отличить качественный материал от некачественного. Не все работодатели понимают ценность хорошего текста и тот факт, что он может не просто занимать место на странице, но и реально повышать прибыль компании, зарабатывать деньги.
Такая ситуация приводит к тому, что новичок без портфолио даже с хорошими профессиональными навыками вынужден будет потратить некоторое время на то, чтобы пробиться через толпы мнимых специалистов, сформировать портфолио и перестать получать копейки за свою работу. Но опытные специалисты, которые не просто пишут тексты, а решают задачи бизнеса, очень востребованы на рынке, и работодатели готовы прилично оплачивать их работу, предлагать адекватные расценки.
А теперь о самом главном – сколько может заработать копирайтер? Ответ на этот вопрос способен удивить неподготовленного читателя, поскольку по данным последнего исследования Vc.ru заработки копирайтеров варьируются от 5 до 250 тыс. рублей в месяц. И такой разброс связан во многом с тем, что эта профессия очень распространена среди фрилансеров, и многие из них – подрабатывающие. Основная же масса зарабатывает до 20 тыс. рублей в месяц (29,2%) или от 20 до 40 тыс. рублей в месяц (21,2%).
Аналогичную статистику выдает сервис Russia Trud – средняя зарплата специалистов на момент написания статьи составила около 30 000 рублей.
Если вы хорошо знаете английский, и планируете работать с иностранными компаниями и заказчиками, уровень заработной платы будет более воодушевляющим. По данным сервиса GlassDoor средний зароботок копирайтера в США составляет 58,6 тыс. долларов в год, или 4,8 тыс. долларов в месяц.
Как стать копирайтером
Профессия копирайтера существует в рамках интернет-пространства, которое развивается очень быстро, поэтому неудивительно, что и сама профессия неоднократно модернизировалась. Если лет 5 назад в карьеру действительно еще можно было войти просто с хорошим уровнем грамотности и знанием правил русского языка, то сегодня этого работодателям уже недостаточно.
Что знают и умеют копирайтеры в 2023 году:
- SEO-оптимизация, хотя бы на базовом уровне. Профессионал должен знать, как подбираются и распределяются в тексте релевантные ключевые слова.
- Понимание ЦА. Чтобы материал выполнял задачу бизнеса, он должен быть написан не для абстрактного, а вполне конкретного читателя, с пониманием проблем и запросов. Автору нужно научиться думать, как его читатель, общаться с ним на одном языке.
- Основы рекламы, пиара, психологии. Автор опять же, должен понимать, какой подход и какие маркетинговые приемы ему использовать в каждом конкретном случае, чтобы они подействовали на целевых пользователей. Иметь теоретическую базу по рекламе, разбираться в трендах, следить за индустрией.
- Требуется умение работать с мультимедиа – изображениями, баннерами, таблицами, инфографикой, презентациями.
- Многие работодатели выставляют требование о базовых познаниях в верстке сайтов, умении работать в админках (Wordpress).
Вот несколько вырезок из вакансий копирайтеров на сайте HH.ru:
Теперь у вас есть понимание того, какими скиллами нужно обладать, чтобы начать карьеру копирайтера. Но где их получить? Копирайтингу как отдельной профессии не обучают в вузах, но достаточно часто в профессию идут люди с образование филолога, журналиста, рекламщика, редактора. Наличие одного из этих дипломов определенно сделает вас более подготовленным новичком, ведь вы точно будете иметь хорошую грамотность, умение четко формулировать мысли или разбираться в рекламных коммуникациях.
Наиболее оптимальный путь в карьеру сегодня – это прохождение специализированных курсов или тренингов. Хороший учебный план поможет вам в сжатые сроки освоить необходимые инструменты, набить руку в написании текстов, познакомиться с реалиями рынка, завести полезные контакты и получить первые проекты для своего портфолио.
Также возможен вариант самообучения. В открытом доступе можно найти много обучающих статей, книг, гайдов. Но нужно понимать, что такой путь, скорее всего, займет у вас больше времени. И обучаясь без наставника у вас не будет объективного понимания качества своей работы.
Выбирайте свой путь в карьеру, исходя из своих финансовых возможностей и самодисциплины. И не забывайте о самом важном – формировании портфолио.
Первые заказы и реальный опыт общения с заказчиком большинство копирайтеров получают на фриланс биржах. Хотя не стоит считать такие площадки своим потолком, они действительно помогут набить руку, получить первые проекты для портфолио, но на очень высокая конкуренция. Работодатели это знают и часто занижают оплату, понимая, что все равно кто-то возьмется за работу.
Поэтому, получив первый опыт, лучше переходить на прямое сотрудничество с заказчиками или работу в компании. Это обеспечит более стабильный доход и график работы. Позволит уделять время развитию своих профессиональных навыков, погружению в тему, а не только выхватыванию заказов. Со старта уделяйте внимание созданию имиджевого профиля, грамотно выстраивайте отношения со всеми заказчиками, уважайте их время, и тогда новые клиенты сами придут к вам с сарафанным радио.
Плюсы и минусы профессии
Преимущества:
- Возможность работать удаленно, на фрилансе.
- Можно выбирать заказчиков, тематики.
- Постоянно изучаете что-то новое. Каждый новый проект – это поиск новой информации, погружение в новую тему и расширение своего кругозора. А это – отличная мотивация.
- Можно работать по профессии без высшего образования.
Недостатки:
- Финансовая нестабильность, если вы работаете на фрилансе.
- Малоподвижная работа, много времени за компьютером.
- Отсутствие четких критериев качества работы, проблемы в общении с заказчиками, необоснованными правками. Необходимость подстраиваться под субъективные желания клиента.
- Высокая конкуренция на биржах фриланса и низкий ценник за работу.
Выдающиеся личности в профессии
1. Дэвид Огилви
Уже причислен к классикам рекламы прошлого века. Он основал агентство Ogilvy&Mather, написал популярные книги о рекламе. В своей работе он делал упор на рациональные характеристики товара, реальные факты и выгоды для покупателя.
Яркий пример его стиля – реклама для Roll-Royce в 1958-м:
«На скорости в 60 миль в час самый сильный шум в новом Roll's Royce - тикание часов».
Этот слоган привел к увеличению продаж на 50%.
Советуем прочесть книгу «Огилви о рекламе».
2. Билл Бернбах
Настоящая легенда рекламного мира, один из зачинателей рекламной революции 60-70-х годов, прославился за свои оригинальные идеи и нестандартное видение. Также стал одним из основателей агентства DDB.
Его самые известные рекламы были созданы для Volkswagen Beetle. Сначала эти маленькие авто вообще не прижились на американском рынке, где в то время правили бал массивные кадиллаки. Благодаря правильному позиционирования Бернбаху удалось превратить их недостатки в достоинства. Рекламная кампания Think Small была признана лучшей в XX веке и позволила кампании продать более 500 тыс. автомобилей.
3. Россер Ривз
Еще один гений американской рекламы. Именно этот человек сформулировал концепцию УТП – уникального торгового предложения, согласно которой товар должен иметь исключительные свойства и предлагать потребителю что-то новое, чего еще не было на рынке. Этот концепцией маркетологи и рекламщики пользуются по сей день.
Также он прославился своим слоганом и рекламной кампанией для M&Ms:
«Тает во рту, а не в руках».
Где работать копирайтеру
Интересная особенность этой профессии в том, что она открывает перед человеком возможность выбора формата, уровня нагрузки. Так, копирайтер может выбрать офис – быть штатным и удаленным сотрудником компании, работать на себя как фрилансер, практиковать полную и неполную занятость.
Штатные копирайтеры востребованы в:
- веб-студиях;
- электронных СМИ;
- диджитал-агентствах;
- крупных медийных компаниях;
- новостных проектах;
- сайты.
В крупных медиа-компаниях или диджитал-агентствах копирайтеры обычно работают в команде с редакторами, корректорами, верстальщиками, другими смежными специалистами.
В случае с работой в штате, специалист обычно получает фиксированную зарплату из месяца в месяц. Удаленные сотрудники или фрилансеры могут получать оплату попроектно, за текст или за количество написанных символов – оплата за 1000 знаков с пробелами / без пробелов.
Если вы планируете работать фрилансером, необходимо со старта карьеры формировать свою клиентскую базу, работать на репутацию. По возможности старайтесь сотрудничать с заказчиками, заинтересованными не в разовом написании текста, а в долгосрочном сотрудничестве. Такой подход позволит сформировать стабильный заработок, работать с ограниченным количеством тематик, а следовательно – лучше в них разбираться. Вы не будете тратить свои силы и время на мелкие проекты, не имеющие перспектив для вашей карьеры.
Также на фрилансе или в рамках подработки важно научиться правильно выстраивать финансовые отношения з заказчиком – требовать гарантии того, что он сможет заплатить за ваш труд, оформлять договор, брать предоплату.
Важные качества специалиста
Чтобы преуспеть в профессии и стать настоящим профессионалом, желательно иметь определенные soft skills:
- Любознательность. Специалисту предстоит изучить много новых тематик, читать много статей, вникать в подробности, так как он постоянно работает с новой информацией, погружается в разные отрасли. Чтобы делать это качественно и на выходе создавать полезный контент, человек должен заинтересован в изучении нового и развитии своей общей эрудированности. Именно это качество отличает талантливого копирайтера, от обычного, который пишет банальности и застрял на низкооплачиваемых заказах.
- Аналитический склад ума, умение работать с большими объемами информации. Чтобы создать интересный, полезный и достоверный контент, необходимо сначала самому изучить большой информационный пласт, понять, какая информация правдива и актуальна, а какая – устарела и не представляет интереса для читателя.
- Абсолютная грамотность. Никто не захочет платить за текст с грамматическими или орфографическими ошибками. Причем орфография – это лишь минимум, вы также не должны делать пунктуационных, лингвистических, стилистических ошибок.
- Быстрая печать. Вам предстоит писать много и регулярно, если вы не доведете этот навык до автоматизма, вы просто не сможете выполнять необходимый заказчику план работ.
- Эмоциональный интеллект, понимание психологии читателя, коммуникабельность. Самые плохие копирайтеры те, которые пишут для себя. Каждый текст должен быть создан для конкретного читателя, учитывая его возраст, проблемы, увлечения.
- Внимательность, усидчивость. Специалисту предстоит много времени проводить за компьютером за достаточно монотонным занятием, и не всегда вы будете работать в паре с редактором, который исправит опечатки. Так что внимательность – очень важна.
- Ответственность. В этой отрасли много самозанятых профессионалов, которые должны самостоятельно выстраивать свой рабочий график, следить за дисциплиной. Для формирования своего имиджа очень важна ответственность, соблюдение дедлайнов, оговоренных с заказчиком.
Лучшие онлайн-курсы для копирайтеров
GeekBrains
Масштабная образовательная платформа Geekbrains занимается образовательной деятельностью с 2010-го года, за это время ее курсы прошло уже около 3 миллионов пользователей, а с 2016-го года она вошла в состав Mail.ru Group. Сегодня на портале запущено множество курсов по самым востребованным направлениям – программирование, дизайн, маркетинг. Уделяется особое внимание трудоустройству выпускников, проводятся карьерные консультации, предусмотрена помощь с поиском вакансий, многие платные учебные программы предполагают стажировку. Ставка на практику.
В центре есть несколько курсов для копирайтеров:
Факультет редактуры и копирайтинга
Бесплатный курс «Ваш первый текст»
Копирайтинг в SMM
Отзывы💖
Рекомендуем почитать отзывы учеников на сайте:
Нетология
Один из крупнейших онлайн-университетов страны, в котором сегодня предлагаются образовательные программы по самым разнообразным направлениям – это не только разработка, маркетинг, дизайн, но также бизнес, управление, творческие профессии, аналитика. Есть совестные программы с высшими учебными заведениями.
Университет работает по государственной лицензии и предоставляет своим выпускникам поддержку на этапе трудоустройства. Обучение в формате видео лекций, вебинаров, есть практические задания. Одна из крупнейших школ Рунета.
Программы для копирайтеров, можно выбрать специализацию:
Копирайтер/ коммерческий писатель
UX-писатель
Сторителлинг как инструмент бизнеса
Отзывы💖
Рекомендуем почитать отзывы учеников на сайте:
TeachLine
TeachLine – это образовательный проект известного интернет-агентства TexTerra, который начал действовать в 2018-м году. За несколько лет здесь появилась большая подборка образовательных программ по разным направлениям интернет-маркетинга. Преподают – практикующие специалисты агентства TexTerra. Преподаватели будут проверять ДЗ и давать обратную связь.
Курсы по теме:
Коммерческий автор
Коммерческий автор + Редактура и фактчекинг
Сторителлинг
SkillBox
Разносторонняя образовательная платформа, на которой можно получить дистанционное образование по самым разным специальностям – всего более 5 сотен курсов. Здесь делается акцент на получении практических навыков работы, преподаватели – опытные специалисты, работающие в топовых компаниях отрасли.
Действует центр карьеры, который занимается трудоустройством выпускником, помогает подготовиться к собеседованиям, правильно составить резюме, предлагает вакансии от партнеров.
Курсы по теме:
Профессия Копирайтер с нуля до PRO
Копирайтинг от А до Я
Креативный копирайтинг для соцсетей
Отзывы💖
Рекомендуем почитать отзывы учеников на сайте:
Convert Monster
Еще одно агентство интернет-маркетинга, которое решило вести образовательную деятельность. Обучать студентов будут практикующие специалисты, которые работают в отрасли и знают ее реалии.
Для тех, кто хочет заниматься написанием текстов в интернет-пространстве здесь разработан курс:
ПРОФЕССИЯ: КОПИРАЙТЕР
SMM-школа Republic
Школа проводит обучение не только по направлению SMM, но и для смежных специальностей – по копирайтингу, созданию креативов, таргетированной рекламе. Начинающим копирайтерам стоит обратить внимание на этот учебный план:
Профессия Копирайтер
Бюро Горбунова
Дизайнерское бюро Артёма Горбунова начало свою деятельность в 2007-м году, оно предлагает услуги по разработке дизайна, логотипов, интерфейсов, оформлению печатных изданий, параллельно запускает серию образовательных проектов по актуальным диджитал-профессиям.
Образовательные программы для копирайтеров:
Информационный стиль и редактура текста. Практический курс Максима Ильяхова
Дизайн текста и визуальное повествование. Практический курс Максима Ильяхова
Главред
Главред – очень авторитетный образовательный проект Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой – авторов копирайтерского бестселлера «Пиши, Сокращай». Он будет полезен как авторам текста, так и редакторам, обучит основам информационного стиля и написания полезных для читателя текстов.
Продвинутый курс Главреда
Школа копирайтинга Дениса Каплунова
Авторский образовательный проект Дениса Каплунова – основателя известного агентства, а также автора многих популярных книг по копирайтингу. Он работает в этой сфере уже более 10 лет, и за это время стал одним из топовых экспертов в отрасли, успел поработать в разных сферах и нишах имеет огромный опыт. У каждого ученика свой аккаунт, много практической профильной информации для повышения профессионализма.
Конструктор продающего текста
Международная школа профессий
Международный образовательный проект, который имеет 46 филиалов в 5 странах СНГ, проводит онлайн-курсы. За время своей работы образование здесь получило уже 70 тыс. студентов. Выпускникам выдают сертификат, а не диплом установленного образца.
Курсы по теме:
Онлайн-курсы копирайтинга
Онлайн-курсы SEO-копирайтинга
Interra
Школа интернет-профессий, в каталоге которой сегодня реализовано 12 образовательных программ. В том числе и полугодовой курс для специалистов по созданию текстов:
Профессия: Копирайтер-маркетолог
Школа Василия Блинова
Авторский проект Василия Блинова, рассчитанный на новичков, блогеров и веб-мастеров. Обучит основам написания продающих текстов.
Информационный копирайтинг 2.0.
Сделаем.
Обучение в формате e-mail писем, состоит из 40 уроков. Обучать студентов будут практикующие специалисты, которые работают с крупными компаниями, такими Авито, Билайн, Яндекс.Дзен. Вас научат основным приемам создания сильных текстов, расскажут о реалиях профессии.
Экспертные курсы:
Научим писать
Научим писать. Бесплатный курс для копирайтеров и коммерческих авторов
Stepik
Известная бесплатная образовательная площадка и конструктор курсов, где сегодня можно найти множество полезный программ по разным специальностям. После обучения сможете понятно выражать суть информации, писать понятные и удобные для восприятия тексты, неважно, лонгрид это или короткий пост в Инстаграме.
Секреты хороших текстов
Лайфхакер
Этот известный информационный портал запустил собственный бесплатный курс писательского мастерства, разработанный редакторами проекта. Обучение в формате рассылки, состоит из 12 писем.
ИНИЦИАЛ. Бесплатный и крутой курс писательского мастерства
Офлайн курсы в Москве
Если формат онлайн-обучения не для вас, научиться навыкам копирайтинга также можно на очных курсах:
Курсы копирайтинга в Международной школе профессий
Копирайтер: подготовка по специальности в учебном центре «Специалист.ру» при МГТУ им. Баумана
Профессиональный копирайтинг, Media Relations. Повышение квалификации в Moscow Business School
Опрос от редакции GeekHacker.Ru
Какая обучающая программа Вам понравилась?
FAQ
- Кто такой UX-копирайтер?
- Это сравнительно новое ответвление профессии, которое точно не стоит сбрасывать со счетов в развитии своей карьеры, поскольку на западном рынке, такие специалисты уже пользуются хорошим спросом. Такой специалист совместно с дизайнером работает над созданием интерфейсов и отвечает за их текстовое оформление – он пишет тексты для кнопок, электронных форм, всплывающих подсказок, делает их понятный и комфортными для пользователя.
- Как разобраться с форматами оплаты работы?
- Мы уже упоминали выше, что существует несколько форматов оплаты работы копирайтера. И тут нужно учитывать множество нюансов. Так, обычные коммерческие или информационные статьи очень часто оплачиваются по количеству символов. Конечно, если речь идет о написании слоганов – такой подход будет провальным для специалиста. Так как количество текста будет минимальным, а время на создание – значительным. В таком случае уместнее оплата за проект. Если вы работаете в штате компании, где ежемесячно имеет примерно равную нагрузку – работодатель, скорее всего, предложит фиксированную зарплату.
- Какие есть разновидности копирайта? С какими текстами может работать специалист?
- В рамках обширного понятия копирайт выделяют немало подвидов. Так, seo копирайтеры специализируются на создании текстов, необходимых для продвижения ресурсов в поисковых системах (Гугл, Яндекс). Их важнейшая задача – оптимизация статьи ключевыми словами и фразами. Также существует LSI копирайтинг (latent semantic indexing — латентно-семантическое индексирование) – это также разновидность seo-оптимизированного текста для поисковой выдаси, в котором использование релевантных ключевых слов и фраз выполнено максимально качественно и естественно. Такой формат написания принадлежит в высокооплачиваемым работам, поскольку требует от исполнителя не только знания по теме статьи, но и большого опыта работы с текстом. Наиболее простой и низкооплачиваемой разновидностью создания текстового контента является рерайт или рерайтинг, когда автору не нужно самостоятельно искать, анализировать и структурировать информацию, он по сути просто переписывает существующий текст. Это можно назвать плагиатом смысла. Современные копирайтеры работают со всеми форматами текстов, которые существуют в интернет пространстве – это блог, посты для соцсетей и мессенджеров, тексты для лендинга и рассылок, описания страниц сайта, создание нативной рекламы и т.д.
- Куда развиваться в профессии?
- Развитие карьеры будет существенно варьироваться в зависимости от того, в каком формате вы работаете. Если вы решили стать штатным копирайтером, то со временем вы можете возглавить отдел авторов, стать редактором или главным редактором, также можно дорасти до арт-директора или перейти в отдел рекламы. У фрилансеров свои опции – сначала вы развиваете портфолио и расширяете свои деловые связи, формируете пул клиентов. Со временем вы получите опыт и сможете повышать стоимость своих услуг, браться за те проекты, которые вам интересны. Фрилансеры либо просто двигаются по пути повышения стоимости услуг и прокачки в проектах, либо открывают собственные копирайтерские компании – формируют штат авторов и становятся управленцами, используя накопленный опыт в профессии и налаженные контакты с адекватными заказчиками.
- Чем копирайтер отличается от рерайтера?
- Копирайтер создает авторский уникальный контент, чтобы написать свой текст он использует данные собственного исследования, изучает источники, анализирует информацию, делает выводы. Рерайтер работает с уже готовым текстом – его задача переписать и уникализировать его, если по-простому – сделать пересказ.
Полезные ссылки по теме
Топ-5 книг:
- «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст» М. Ильяхова, Л. Сарычевой.
- «Контент-маркетинг и рок-н-ролл», «Нейрокопирайтинг» Д. Каплунова.
- «Искусство убеждать словами: как пишутся гениальные тексты», Линдсей Кемп.
- «Сторителлинг. Как использовать силу историй», Аннет Симмонс.
- «Как создать крутой текст», Джозеф Шугерман.
Полезные сервисы:
- Главред. – Сервис, который в автоматическом режиме поможет улучшить ваш текст, убрать из него все лишнее, исправить стилистические ошибки.
- Text.ru – проверка уникальности текста.
- Wordstat – поможет с подбором ключевых слов.
- Синонимайзер – помощник новичкам, которые пока только расширяют словарный запас.
- Тургенев – сервис указывает на ошибки, помогает избавиться от переспама.
- Etxt – биржа контента.
Лучшие Telegram каналы:
Для поиска вакансий:
Если вам нравится писать тексты, придумывать интересные истории, общаться с аудиторией посредством слова, тогда вам обязательно стоит попробовать себя в этой карьере. Наш топ онлайн школ поможет вам прокачать свои навыки, а чаты в Телеграм пригодятся, чтобы окунуться в профессиональное комьюнити. Так что, вооружайтесь терпением и ноутбуком, и вперед – к писательским вершинам! Вам придется серьезно потрудиться!
Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.