Найти тему
Вячеслав Якунин

Вновь об Анголе

Не суди и не судим будешь...

Российский опыт в Анголе

Конечно, история отношений нашей страны, ее предтечи – СССР, с Анголой богата многочисленными положительными фактами, которые обе стороны стараются не забывать, хотя… Новый президент Анголы, получивший высшее политическое образование в СССР, сразу после вступления в должность полетел не в Москву, а в Вашингтон. Не хочу углубляться в тему почему и для чего. Отношусь к этому факту как к сигналу.

Курьезных случаев в истории наших отношений было не мало, но все же, именно наша поддержка помогла Анголе отстоять независимость и в значительной степени способствовала окончанию гражданской войны. Многие в этой стране помнят об этом, но, если честно, их становится с каждым днем все меньше. Зачем ходить далеко? Давайте посмотрим на наших братьев на Украине. За 30 лет воспитано поколение «Иванов непомнящих родства». Виноваты в этом мы сами, виноваты своей бездеятельностью. Аналогично все течет и в более далекой по всем параметрам от нас стране – Анголе. Есть небольшое количество энтузиастов, которые пытаются что-то сделать для того, чтобы наши отношения не скатились на уровень близкий к нулевому, но их мало и их усилий недостаточно.

Казалось бы, в этой ситуации было бы логичным рассчитывать на то, что крупные российские компании, которые работают в этой стране, являясь «якорными» в вопросах укрепления всех видов связей, не только экономических, должны понимать свою качественно более высокую роль и стремиться к активизации этих связей, НО….

Есть у нас с вами в стране очень сильное и в некоторой степени уникальное предприятие под названием АК Алроса. Думаю, нет таких людей, которые не слышали бы о ее существовании. Информации о том, как она работает и чего добилась в открытом доступе практически нет. Есть и есть. Не мне судить о результатах ее экономической деятельности, хотя, если посмотреть материалы, собранные нашими ангольскими друзьями – не все в компании так уж и гладко.

Флагман российско-ангольского сотрудничества, есть еще один, нет два даже. Это ГЭС Капанда и мавзолей А. Нету, но не о них речь. Так вот этот флагман, оперирующий в одной из самых значимых по вкладу в бюджет Анголы отрасле – добыче алмазов, смог внести существенный вклад в дело разрушения складывавшихся десятилетиями отношений. Лица, отвечающие за африканское направление деятельности компании и, по долгу службы, часто бывающие в стране, участвуя во всевозможных производственных заседаниях совместного предприятия Катока, смогли так настроить ангольских товарищей против себя, что они уже даже письма официальные пишут верховному руководителю российского партнера. Знаете, ангольцы народ весьма терпеливый и добродушный, они понимают настоящие дружеские отношения и не злопамятны, если ты вовремя признаешь, что был не прав. Но многие вещи, учитывая существующие расовые различия, они не принимают. Не называя в прямую представителя Алросы, отвечающего за Африку, расистом, они, иными словами, обвинили его именно в расизме. Ведь он в официальном выступлении допустил высказывание о том, что ангольские специалисты не способны руководить такой компанией, как Катока. Результат прост – он стал «нерукопожатным» во многих кабинетах ангольской власти, которые ему функционально было бы необходимо посещать достаточно часто. Конечно, сам по себе, по своей сути, вопрос о том, кого назначать генеральным директором совместного предприятия – это вопрос, который должно решать акционерное собрание и, насколько мне помнится, ранее в уставе Катоки был заложен принцип ротации этой должности от представителя одного акционера к другому. Не буду врать, не уверен, что этот принцип по-прежнему зафиксирован в уставе, но то, что он не соблюдается – это факт. И если мы претендуем на то, чтобы представитель Алросы стал генеральным директором – наверное с этой точки зрения правильно. Но нельзя допускать уничижительного отношения к друзьям и партнерам.

Понятно, что я излагаю версию, которая ближе к позиции ангольской стороны. Знаете почему? Просто потому, что мы работаем в их стране и обязаны уважать партнера, слушать и слышать.

А сагу о том, как успешно нынешняя Алроса продолжает уничтожать свое присутствие в Анголе, отказываясь от новых и перспективных проектов, можно продолжать, только кому это интересно? Однажды я разговаривал с одним из не самых последних людей из Алросы. Мне было интересно – в чем причина того, что мы принимает участие в добыче алмазов в Анголе? Ведь наши якутские алмазы на рынке ценятся, в большинстве своем, выше. Ответ был простой, готов поклясться – это правда! В Анголе нет вечной мерзлоты и не бывает морозов. Климатические условия позволяют делать добычу в разы более привлекательной.

Так бесславно мы уничтожаем то, что создавалось наши старшими товарищами не так уж и давно, теряя, постепенно, еще одного партнера и друга на африканском континенте. А ведь считается, что эта страна важна для России и является одной из приоритетных для развития нашего присутствия. Вопрос не в конкретных персоналиях, хотя и в них, умышленно не называю имен, а то еще скажут, что клевещу. Вопрос в сути подхода, к неспособности вычленить главное направление и хотя бы в этом не допускать досадных и наносящих ущерб ошибок.

#Ангола

#Алроса