«Такое забыть невозможно!»
Этот материал тоже посвящен мужественным патриотам Донбасса, но он получится несколько нетрадиционным. Я расскажу сразу о двух героях, неразрывно связанных между собой кровными и духовными узами. Это, Слава Богу, здравствующая жительница г. Шахтерск – Лилия Захаровна Брусинцова и ее сын Андрей Небеснюк, отдавший свою жизнь за свободу нашего края от бандеровских захватчиков. С одной стороны тяжело и больно, а с другой – невольная гордость охватывает при мысли, что таких семей у нас на Донбассе много.
Лилия родилась и выросла в одном из сел Черновицкой области. Закончила школу, вышла замуж и по комсомольской путевке вместе с супругом приехала к нам на Донецкую землю в г. Шахтерск. Супруг Иван, разумеется, стал работать на шахте, словом началась типичная жизнь простой трудолюбивой советской семьи и легкой ее назвать нельзя. Старший сын Небеснюков Игорь, тоже ставший горняком, погиб на шахте. Брачный союз родителей распался и второй сын Андрей, родившийся в 1985 г. был для Лилии и надеждой и опорой и «единственным светом в окошке». Таких, как она в народе называют бедовыми – Лилия и на работе пахала, и за сына и за себя могла постоять, и украинские, как учила мама необыкновенной красоты рушники умела вышивать. Очень понравилась она доброму и спокойному М. Брусинцову, они поженились и у Андрея появилась сестричка Оля.
Мальчиком он рос шустрым, непоседливым и в меру озорным, вообщем, таким, какими были все дети из простых рабочих семей. От других его отличало лишь особое чувство борьбы за справедливость и открытая душа, потому местные пацаны ватагой вились вокруг него. Беззаботные школьные годы закончились и жизнь сразу – же швырнула парня на испытание ужасом 90 – х годов прошлого века. В периферийных городках достойно их мог вынести только человек, сильный духом, а наш герой уже тогда был таким и не потерял себя. Нормальную жизнь могла дать работа на шахте и Андрей устроился туда. Экономика «незалежной» разваливалась, практически остановилась угледобыча, а вместе с ней прекратились и заработки. А. Небеснюк повзрослел, стремился помочь маме да в душе и о создании своей семьи уже начал подумывать. Ситуация в промышленности Украины неуклонно ухудшалась и единственным средством для выживания в маленьком г. Шахтерске остались печально известные, злощастные «копанки». Покидать родные края в поисках лучшей доли молодой человек не хотел и отправился добывать уголек на одну из местных «копанок». Нашел Андрей и невесту – очаровательную девушку Аню, они поженились и в апреле 2013 г. у супругов Небеснюк родился сыночек Ярослав.
Все складывалось успешно. Тяжелым и опасным трудом Андрей обеспечивал семью, любовь между ним и женой большая была и маленький Ярослав радовал папу и маму. Фашистский переворот в г. Киеве безжалостно и жестоко раздавил счастье большинства наших донецких семей. Объявленная (АТО) по – живому, истинно, по – бандеровски разрезала их размеренную жизнь на до и после. Маленький г. Шахтерск тоже оказался в эпицентре страшной войны. А. Небеснюк одним из первых записался в ряды ополчения Донбасса, но маме об этом не говорил.
Возможно Л. Брусинцова и дальше прибывала – бы в счастливом неведении, но однажды в городе на площади им. С. Кирова она встретила группу наших бойцов. В одном из ребят в военной форме мать узнала своего сына. Женщина оцепенела от неожиданности, ей казалось, что ноги ее прилипли к асфальту. «Сынок, что это? « едва выдохнула она. Андрею сильно было жалко маму и он мягко, но с непоколебимой решительности произнес: «Прости, что скрывал, но у бандеровских фашистов нет ничего человеческого и я буду от них защищать вас всех.»
Позывной у А. Небеснюка – «Огонь». Это слово олицетворяло поступки и действия бойца. Он горел неистовым желанием борьбы с врагом и с огромным риском для себя помогал товарищам. Во время обороны г. Шахтерска «Огонь» плечом – плечу воевал рядом с нашим первым Главой А. В. Захарченко. Лидер рассказывал, как Андрей выносил под пулями и осколками пострадавших в бою бойцов. Переползая на животе метр за метром, под одной рукой он держал раненого, а под другой убитого. Живого наш герой хотел спасти от смерти, а мертвого от поругания врагом. С оккупантами А. Небеснюк провоевал почти год и за все это время лишь несколько раз сумел вырваться домой, что – бы повидаться с мамой, женой и с самым дорогим человечком на земле своим сыночком. Только несколько коротких дней судьба подарила Ярославу для ощущения тепла и силы папиных рук. Врага от г. Шахтерска отогнали наши ополченцы, но покоя у Л. Брусинцовой не было. В феврале 2015 г. на душу матери навалились невероятные испытания, тяжелые даже для чужого сердца. Жену и мать А. Небеснюка пригласили в один из моргов для опознания тела. Множество смертоносных осколков, словно страшная корона увенчивали голову погибшего и изменившегося до неузнаваемости бойца. Женщинам не хотелось верить, что это их Андрей, но увидев знакомую татуировку на руке, мать с ужасом поняла – убитый боец это ее единственный сын. Вспоминая невыносимо жуткие минуты, Лилия Захаровна безутешно рыдает, приговаривая: «Такое забыть нельзя!» А Ярослав, которому сейчас уже 7 лет сидит у бабушки на коленях, нежно гладит ее щеки и тоже со слезами просит: «Бабуль, ну не плачь.» Эта картина вызывает невольные слезы и у нас журналистов. Понимая горе матери, восхищаешься и приклоняешься перед ее другим непостижимо мужественным поступком. Л. Брусинцова собрала все свои силы и решила узнать обстоятельства гибели своего сына. Это уже не просто поступок, а настоящий подвиг!
Мать поехала в район Дебальцевского котла, где под пос. Новогригорьевка погиб Андрей. В батальоне, в котором он воевал до сражения насчитывалось 170 бойцов, а после в живых осталось только 4 защитника. Командир по фотографии, показанной женщиной, узнал своего подчиненного, усадил мать на сбитое дерево и рассказал ей о подвиге, совершенном ее сыном. «Огонь» и его друг тоже Андрей, находясь в разведке, попали во вражескую засаду. Захватчиков 18 человек, а наших только двое.
Положение безвыходное, друзья переглянулись и молча, без всяких слов решили живыми не сдаваться, ведь у каждого из них за пазухой была та самая последняя граната, о которой когда то и стихи складывали. Такое происходило в героическом прошлом, но для наших защитников оно превратилось в героическое настоящее, только в более страшное. Ребят окружали фашисты и не гитлеровские, а бандеровские. Враги хотели взять бойцов в плен, но алчная сущность нацистов жаждала дополнительных мук для своих жертв. Подходить близко захватчики боялись и вытянув вперед автоматы со штык – ножами на концах, острыми лезвиями стали вырезать на лбах наших воинов нецензурную брань. Сцепив зубы от боли и ярости, оба Андрея терпели, дожидаясь пока все нелюди соберутся вокруг них. Дождавшись наши герои в последний раз понимающе обменялись взглядами и каждый из них рванул чеку своей гранаты. Жизнь наших освободителей оборвалась мгновенно, но вместе с ними тут же погибли и 18 человек оккупантов. Наши герои совершили подвиг настоящих Русских солдат. От услышанного рассказа земля поплыла из – под ног Л. Брусинцовой, женщина потеряла сознание. Командир предвидя такой исход, попросил медсестру заранее приготовить успокоительное. После укола, мать пришла в себя и заявила, что хочет увидеть место гибели сына. Все стали возражать, ведь там и сейчас идут локальные бои. Несокрушимая, как скала женщина требовала, не выдержав ее напора, командир приказал отвести мать туда. Лилия Захаровна совсем не думала, что теперь она совершает свой подвиг. Мать попала на место, где не так давно закончился бой. Она брела среди свежих воронок и вокруг лежали трупы солдат. Вдруг женщина услышала незнакомый голос, позвавший ее: «Мама!» Оглянулась и увидела совсем молоденького ополченца, его сильно ранило и почти засыпало землей. Солдатику было лет 20, мать орлицей бросилась к нему, напоила водой из своего тормозка и по продиктованному пареньком номеру, вызвала санитарную машину. Раненого забрали, облизывая потрескавшиеся губы, он плакал и благодарил женщину за спасение. Вспоминая этот эпизод, Л. Брусинцова снова плачет. Такая она героическая женщина, разыскивая место гибели своего сына, Л. Брусинцова спасла от смерти сына другой матери. Добавлю еще одну красноречивую деталь, без которой образ матери – героини стал – бы не полным. Во время спасения раненого, она сама едва не погибла, наступив на вражескую «растяжку». Только умелые действия командира уберегли ее от смерти.
Вот такие у нас на Донбассе защитники сыновья и их великие матери! Уроженка Западной Украины Л. Брусинцова своей настоящей Родиной считает Донецкую землю, где живет свободолюбивый, честный и открытый народ, за независимость которой погиб ее мужественный сын.
Галина Пономарева.