Далеко не на всех участках требуется обустраивать многослойное дорожное полотно. Иногда выгоднее провести отсыпку дорог специальным наполнителем. Если правильно подобрать фракцию и соблюсти технологию, можно построить прочную и долговечную дорогу. Сегодня строительные компании используют несколько технологий отсыпки. Разбираемся, что это за технологии и как осуществляется отсыпка.
1. Щебень
Отсыпка щебнем — довольно сложный технологический процесс. Проводится послойно, при этом каждый слой достигает в толщину 20–40 см в зависимости от условий проведения работы. Благодаря этому, можно эффективно отводить дождевую воду и распределять нагрузку по всей поверхности дороги, продлевая ее срок службы.
Процесс отсыпки выглядит так:
- Снимается слой грунта, величина зависит от того, какая дорога будет строиться (минимум 15–20 см).
- Обустраивается корыто: формируется яма, края и дно которой тщательно утрамбовываются.
- Нижний слой отсыпается крупным щебнем, а потом уплотняется.
- Верхний слой отсыпается мелким щебнем и снова утрамбовывается, чтобы не оставалось пустот между фракциями.
Если само основание делается из песка, а покрытие — из щебня, процесс выглядит так:
- снимается слой грунта;
- создается корыто;
- устраивается основание из песка;
- проводится уплотнение катком;
- нижний слой отсыпается крупным щебнем и уплотняется;
- верхний слой отсыпается мелким щебнем и трамбуется.
Иногда при строительстве используется:
- геоткань — кладется на грунт, чтобы песок сохранял форму и не перемешивался с почвой;
- геосетка — кладется между слоем песка и щебня, чтобы дорога не разъезжалась в стороны.
2. Асфальтовая крошка
Асфальтовая крошка — материал с самой низкой себестоимостью, поскольку его получают путем дробления старого дорожного покрытия.
Способы получения асфальтовой крошки:
- Фрезеровка асфальта. Асфальтовое покрытие снимается послойно с помощью спецтехники, оснащенной острыми фрезами. Полученный материал измельчается до мелкой крошки — 3–5 мм в диаметре. При этом битум, который входит в состав покрытия, своих связующих свойств не теряет.
- Дробление асфальта. В этом случае асфальт скалывается с помощью отбойных молотков, а затем полученные глыбы и куски измельчаются грануляторами, валковыми дробилками. Такая крошка больше по размеру, чем фрезерованная, хуже схватывается (свойства битума частично теряются). К тому же смесь менее водостойкая, однако стоит дешевле.
Преимущества:
- асфальтовая крошка стоит дешевле асфальтобетона;
- не вылетает из-под колес автомобиля, поэтому дорога может использоваться сразу после укладки материала;
- используется для срочного ремонта в любое время года — вплоть до –25 градусов;
- под воздействием жары битум размягчается, повышая плотность покрытия.
Процесс отсыпки крошки без установки песчано-щебеночного основания выглядит так:
- снимается слой грунта;
- оформляется корыто;
- заливается битумом или битумной эмульсией;
- укладывается крошка;
- уплотняется катком;
- заливается второй слой битума;
- укладывается крошка;
- уплотняется катком.
Однако такое решение подходит не всегда. Если вы собираетесь обустраивать площадки или дороги, которые должны выдерживать небольшую транспортную нагрузку, основание из песка и щебня пригодится.
Процесс в этом случае выглядит так:
- убирается грунт;
- оформляется корыто;
- насыпается песок и уплотняется;
- отсыпается крупный щебень и уплотняется;
- отсыпается мелкий щебень и уплотняется;
- заливается битум;
- укладывается асфальтовая крошка и уплотняется.
Дальше сверху может укладываться асфальт. Для усиления будущей дороги можно положить геоткань на грунт или геосетку между слоями песка и щебня.
3. Железобетонные дорожные плиты
Зачастую дороги в частном секторе делают из дорожных плит. При необходимости они легко собираются и разбираются.
В небольших населенных пунктах могут прослужить довольно долго. Однако это не самый дешевый вариант в сфере дорожного строительства: стоит 1000–1200 рублей за кв. м. с доставкой.
Преимущества:
- способ быстро построить дорогу;
- экономичная возможность создать постоянную дорогу;
- возможность использовать плиты повторно.
Процесс укладки бетонных плит:
- снимается слой грунта;
- устраивается земляное корыто;
- стенки и дно корыта уплотняются катком;
- укладываются плиты;
- монтажные петли на плитах свариваются, а швы заливаются бетоном.
При необходимости на покрытие из бетонных плит в дальнейшем может асфальтироваться.
4. Кирпичный бой
Основой для будущей дороги может быть так кирпичный бой. Его пористая, шероховатая поверхность позволяет обустраивать качественное дорожное полотно. Он не скользит, не вязнет в грунте, поэтому колеса техники не пробуксовывают.
Процесс отсыпки с покрытием из щебня и основанием из песка:
- снимается слой грунта;
- обустраивается земляное корыто;
- насыпается песчаное основание и утрамбовывается;
- укладывается кирпичный бой и уплотняется.
Компания «Альфа-Асфальтирование» поможет вам определиться: нужно укладывать полноценное асфальтобетонное полотно или можно ограничиться отсыпкой. А также проконсультирует по всем особенностям процесса, составит смету и пропишет все нюансы выполнения задачи в договоре!