Найти тему

Линкор "Бисмарк" - железный монстр на воде

Оглавление

Судьба «Бисмарка» весьма показательна. Бой в Датском проливе в очередной раз показал бесперспективность развития кораблей без поддержки с воздуха.Swordfish стал подтверждением, что непотопляемых кораблей не существует и Бисмарк стал тому подтверждением, оставшись на всегда лежать на дне океана. Ленкор был назван в честь прусского военно-политического деятеля Отто фон Бисмарка.

Версальский договор и унижение германии

После Первой мировой войны Германия была публично унижена на Версальской конференции.В частности, ей запретили обладать флотом открытого моря, основой которого в те годы являлись линкоры. Для Гитлера обладание полноценными линкорами было вопросом не только военным, но и политическим. Германия стремилась восстановить свое военное присутствие на море, которое, по мнению тогдашних флотских теоретиков, могли обеспечить только дредноуты.

Появление монстра

-2

18 марта 1935 года Германия в одностороннем порядке денонсировала Версальский договор. Жесткой реакции у стран запада не последовало, при этом в 18 июня того же года в свет вышло англо-германское морское соглашение, согласно которому Рейх мог построить корабли 1 ранга в соотношение 100 к 35, где 100 это Британия а 35 Третий Рейх. На вооружение в Германии 1935-1936 уже обладала 3 крейсерами типа «Дойчланд» а также «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Они были куда мощнее чем корабли типа «Дойчланд» но все равно уступали британским ровесникам. Германским морякам все равно требовался такой корабль, который поставит ее на один уровень с США и Великобританией. Спустя год после 1935-го фирма "Блом унд Фосс" начала работу над постройкой самого мощного на тот момент в мире линкора типа «Бисмарк».Будучи прямым развитием «Шарнхорста», новый сверхдредноут имел на треть большее водоизмещение (50 900 т) и длину свыше 253 м. Традиционно осторожные немцы снабдили корабль чрезвычайно развитым бронированием – главный бронепояс простирался на 70% длины корпуса, а его толщина колебалась от 170 до 320 мм. Дополнительное бронирование (верхний пояс, траверсы и палуба) также впечатляли воображение: толщина лобовой брони башен главного калибра составляла 360 мм, а рубки – от 220 до 350 мм.

Как британцы потопили железного монстра

-3

22 мая 1941-го Bismarck и Prinz Eugen под прикрытием низкой облачности покинули Бюрген и взяли курс на Датский пролив, где вечером 23 мая были обнаружены английскими крейсерами Norfolk и Suffolk. Hood, на котором находился вице-адмирал Ланселот Холланд, и Prince of Wales получили приказ присоединиться к ним для совместной атаки. В ночь с 23 на 24 мая Холланд сообщил капитанам кораблей план операции: Hood и Prince of Wales должны были атаковать Bismarck, а Suffolk и Norfolk — открыть огонь по Prinz Eugen. Морской бой начался около 6 часов утра. Немецкие корабли заняли более выгодную позицию. В ситуации, когда британские суда не могли использовать кормовые орудия главного калибра, немцы умело воспользовались тактической ошибкой противника и обрушили всю свою огневую мощь на Hood. После второго залпа на нем вспыхнул сильный пожар, а позднее прогремел взрыв. Холланд не пытался покинуть тонущий корабль, оставаясь в своем адмиральском кресле на мостике до конца. Вместе с вице-адмиралом погиб весь его штаб. Спастись смогли лишь три моряка.

Охота на бисмарка

Британцы отошли и потеряли линкор из виду. Одновременно Prinz Eugen удалось скрыться в юго-западном направлении. Береговые радиостанции британцев сумели запеленговать Bismarck, однако допустили грубую ошибку при определении его местонахождения. В результате английская эскадра, посланная на перехват Bismarck, на полной скорости пошла в обратном направлении.

Позднее корабль-гигант был обнаружен в районе французского Бреста. Охота началась заново. 25 мая 1941 года командование Королевского ВМФ распорядилось бросить в ход торпедоносцы. В 10:30 утра 26 мая летающая лодка Catalina обнаружила Bismarck. В течение дня британская палубная авиация отслеживала положение немецкого линкора и его скорость. Около 20:00 26 мая на Bismarck была совершена первая атака, не давшая, впрочем, желаемого результата. Только в ходе повторной атаки одна из выпущенных торпед попала в кормовую часть немецкого линкора. Последовавшим взрывом у Bismarck заклинило руль и повредило винты. В результате он вынужденно изменил курс следования и пошел малым ходом. По ошибке британская авиация атаковала и свой же крейсер Sheffield. Однако из-за проблем со взрывателями торпеды в него не попали. Окутанный дымом и пламенем, Bismarck по-прежнему держал заданный курс. Британские линкоры стреляли по нему как по учебной мишени. Вскоре пришел приказ добить Bismarck торпедами. Но и после торпедной атаки корабль не затонул.

В 10:36 Bismarck перевернулся и ушел под воду только после того, как уцелевшие немецкие моряки открыли кингстоны. Это произошло в 450 милях от Бреста. В последнем бою линкора погибло более 2 тыс. членов команды и нештатного состава. Выжили и были подняты на британские суда 115 человек. После потери Bismarck Гитлер стал ограничивать морские операции крупных надводных кораблей, опасаясь дальнейших потерь.

-4

Общий итог

Бисмарк один из мощнейших линкоров того времени, он показал свою живучесть и мощь в бою с британцами, однако из-за разницы в количестве боевых единиц на воде был уничтожен и затоплен. Однако он крепко держал удар, чтобы его уничтожить потребовалась ни одна торпеда и множество попаданий в линкор. Бисмарк мог бы остаться на воде будь у него прикрытие в качестве самолетов и пары кораблей тогда бы он вышел 100 процентным победителем.

Информация взята из открытых источников. Если вам понравилась статья то можете ее оценить и подписаться :)

#германия #бисмарк #война #история #третий рейх