Судьба «Бисмарка» весьма показательна. Бой в Датском проливе в очередной раз показал бесперспективность развития кораблей без поддержки с воздуха.Swordfish стал подтверждением, что непотопляемых кораблей не существует и Бисмарк стал тому подтверждением, оставшись на всегда лежать на дне океана. Ленкор был назван в честь прусского военно-политического деятеля Отто фон Бисмарка.
Версальский договор и унижение германии
После Первой мировой войны Германия была публично унижена на Версальской конференции.В частности, ей запретили обладать флотом открытого моря, основой которого в те годы являлись линкоры. Для Гитлера обладание полноценными линкорами было вопросом не только военным, но и политическим. Германия стремилась восстановить свое военное присутствие на море, которое, по мнению тогдашних флотских теоретиков, могли обеспечить только дредноуты.
Появление монстра
18 марта 1935 года Германия в одностороннем порядке денонсировала Версальский договор. Жесткой реакции у стран запада не последовало, при этом в 18 июня того же года в свет вышло англо-германское морское соглашение, согласно которому Рейх мог построить корабли 1 ранга в соотношение 100 к 35, где 100 это Британия а 35 Третий Рейх. На вооружение в Германии 1935-1936 уже обладала 3 крейсерами типа «Дойчланд» а также «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Они были куда мощнее чем корабли типа «Дойчланд» но все равно уступали британским ровесникам. Германским морякам все равно требовался такой корабль, который поставит ее на один уровень с США и Великобританией. Спустя год после 1935-го фирма "Блом унд Фосс" начала работу над постройкой самого мощного на тот момент в мире линкора типа «Бисмарк».Будучи прямым развитием «Шарнхорста», новый сверхдредноут имел на треть большее водоизмещение (50 900 т) и длину свыше 253 м. Традиционно осторожные немцы снабдили корабль чрезвычайно развитым бронированием – главный бронепояс простирался на 70% длины корпуса, а его толщина колебалась от 170 до 320 мм. Дополнительное бронирование (верхний пояс, траверсы и палуба) также впечатляли воображение: толщина лобовой брони башен главного калибра составляла 360 мм, а рубки – от 220 до 350 мм.
Как британцы потопили железного монстра
22 мая 1941-го Bismarck и Prinz Eugen под прикрытием низкой облачности покинули Бюрген и взяли курс на Датский пролив, где вечером 23 мая были обнаружены английскими крейсерами Norfolk и Suffolk. Hood, на котором находился вице-адмирал Ланселот Холланд, и Prince of Wales получили приказ присоединиться к ним для совместной атаки. В ночь с 23 на 24 мая Холланд сообщил капитанам кораблей план операции: Hood и Prince of Wales должны были атаковать Bismarck, а Suffolk и Norfolk — открыть огонь по Prinz Eugen. Морской бой начался около 6 часов утра. Немецкие корабли заняли более выгодную позицию. В ситуации, когда британские суда не могли использовать кормовые орудия главного калибра, немцы умело воспользовались тактической ошибкой противника и обрушили всю свою огневую мощь на Hood. После второго залпа на нем вспыхнул сильный пожар, а позднее прогремел взрыв. Холланд не пытался покинуть тонущий корабль, оставаясь в своем адмиральском кресле на мостике до конца. Вместе с вице-адмиралом погиб весь его штаб. Спастись смогли лишь три моряка.
Охота на бисмарка
Британцы отошли и потеряли линкор из виду. Одновременно Prinz Eugen удалось скрыться в юго-западном направлении. Береговые радиостанции британцев сумели запеленговать Bismarck, однако допустили грубую ошибку при определении его местонахождения. В результате английская эскадра, посланная на перехват Bismarck, на полной скорости пошла в обратном направлении.
Позднее корабль-гигант был обнаружен в районе французского Бреста. Охота началась заново. 25 мая 1941 года командование Королевского ВМФ распорядилось бросить в ход торпедоносцы. В 10:30 утра 26 мая летающая лодка Catalina обнаружила Bismarck. В течение дня британская палубная авиация отслеживала положение немецкого линкора и его скорость. Около 20:00 26 мая на Bismarck была совершена первая атака, не давшая, впрочем, желаемого результата. Только в ходе повторной атаки одна из выпущенных торпед попала в кормовую часть немецкого линкора. Последовавшим взрывом у Bismarck заклинило руль и повредило винты. В результате он вынужденно изменил курс следования и пошел малым ходом. По ошибке британская авиация атаковала и свой же крейсер Sheffield. Однако из-за проблем со взрывателями торпеды в него не попали. Окутанный дымом и пламенем, Bismarck по-прежнему держал заданный курс. Британские линкоры стреляли по нему как по учебной мишени. Вскоре пришел приказ добить Bismarck торпедами. Но и после торпедной атаки корабль не затонул.
В 10:36 Bismarck перевернулся и ушел под воду только после того, как уцелевшие немецкие моряки открыли кингстоны. Это произошло в 450 милях от Бреста. В последнем бою линкора погибло более 2 тыс. членов команды и нештатного состава. Выжили и были подняты на британские суда 115 человек. После потери Bismarck Гитлер стал ограничивать морские операции крупных надводных кораблей, опасаясь дальнейших потерь.
Общий итог
Бисмарк один из мощнейших линкоров того времени, он показал свою живучесть и мощь в бою с британцами, однако из-за разницы в количестве боевых единиц на воде был уничтожен и затоплен. Однако он крепко держал удар, чтобы его уничтожить потребовалась ни одна торпеда и множество попаданий в линкор. Бисмарк мог бы остаться на воде будь у него прикрытие в качестве самолетов и пары кораблей тогда бы он вышел 100 процентным победителем.
Информация взята из открытых источников. Если вам понравилась статья то можете ее оценить и подписаться :)
#германия #бисмарк #война #история #третий рейх