Найти тему

Комиксы - молодое явление

Поскольку комиксы в России — довольно молодое явление, оно пока ещё существует без каких-то сложившихся правил. Это и здорово: человек подходит к этому миру максимально открытым, может интересоваться разными жанрами и форматами, почитать понемногу всего, а потом уже выбрать то, что нравится.

— Эти комиксы имеют какую-то историческую связь с нашей страной или рассказывают про какие-то события в нашей жизни?

— В историческом плане они в некотором смысле про меня. Потому что в 1991 году я вернулся из Грузии, с которой тогда у нас были очень напряжённые отношения. В то время я активно работал в журнале «Знамя», публиковал там свои иллюстрации. Тогда же сделал первые попытки собрать информацию о «Армии и мире», поговорить со своими друзьями и коллегами, выяснить, какие они рисуют комиксы. Кстати, это очень хорошо, что комиксы про меня — это именно комиксы, они не могут быть серьёзными. В таких случаях, как я, их называют «жанр-шутка». Как оказалось, это не зря. Я в жизни, что называется, юморист. Мне кажется, что это чувство юмора очень важно для художника: оно позволяет вовремя посмеяться над самим собой.

События российской жизни так или иначе связаны со мной: в первую очередь это касается моего отца, Сашко. В России очень мало художников, которые не имеют личного отношения к той или иной истории. Взять хотя бы Дмитрия Быкова, он очень часто выступает в качестве ведущего рубрики «Заметки на полях» в журнале, посвящённой нашей культуре. А иллюстрации к его книгам всегда основаны на сюжетах из российской истории.

В 1996 году, когда я начал заниматься комиксами, это было исключительно коммерческое предприятие, связанное с распространением комиксов в Америке и Европе. Естественно, что в тот момент мы очень тесно сотрудничали с западными издательствами. В 2000 году появилась первая российская компания, которая выпустила комикс с моим рисунком в серии «Армия и мир» — это «АСТ» при поддержке издательства «Амфора». Я нарисовал комикс про то, как двое героев встретились и решили пожениться. Журнал тогда стоил 150 руб. и заказы на него шли очень плохо. Мы начали издавать комиксы для англоязычных читателей, но они оказались не очень успешны. За рубежом они вышли под названием «Приключения двух русских в Японии». В таких условиях было очень сложно сосредоточиться на российском рынке и заработать деньги.