День 16. 26 июля 2021 г., понедельник.
Сегодня у меня запланировано только одно: посещение дацана Ринпоче Багша. Но в результате я посещаю... два дацана.
Накануне любезная сотрудница Исторического музея написала мне номер маршрутки к дацану: 97. Но на остановке я увидела другой "микрик" с указанием конечной остановки "Дацан". Уточнила: в дацан? Да. Поехали!
В результате я попала в другой дацан – Хамбын Хурэ. Он ещё находится в стадии обустройства.
Вокруг ни души, зато из храма разносятся ритмичные песнопения, исполняемые красивым басом.
Обратите внимание на угол крыши:
Потом песнопение завершилось, и я услышала, как монахи о чём-то переговариваются. По-моему, им самим понравилось исполнение.
Ступа – хранилище для буддийских реликвий. Как видите, стоит среди неказистых домиков. Наверное, в них живут монахи.
Возвращаюсь назад в город и пересаживаюсь в нужную маршрутку. Она выезжает в пригород и взбирается на гору. На одной из остановок за домами открывается такой потрясающий вид на город, что я ахнула!
Примерно такой – хотя это фото я сделала уже со смотровой площадки дацана.
Проехав ещё немного, выхожу на просторной площади перед прекрасными строениями.
Ринпоче по-тибетски означает «драгоценный», Багша – «Учитель», но уже по-бурятски. Так называют основателя дацана – тибетского ламу Еше Лодой Ринпоче, который считается святым перерожденцем, человеком, осознанно родившимся и посвящающим свою жизнь всем живым существам. Согласно буддизму, высшее счастье (хотя слово "счастье" здесь, наверное, неуместно) – это достичь нирваны и перестать вновь и вновь рождаться в новом теле. Но некоторые благородные души решают отказаться от блаженства и опять приходят в этот мир, чтобы помогать людям найти истину.
Вот такой Учитель основал здешний религиозный центр. Он был открыт в 2004 г., как сказано на сайте «на благо всех живых существ» (мне безумно нравится эта буддийская формула).
Слово «монастырь», как я поняла, не совсем соответствует понятию «дацан». По крайней мере, я не видела здесь монахов и даже не могу предположить, где бы они могли обитать. Зато здесь есть кабинет врача, кафе, автостоянка, магазин.
Главное, конечно, храм. Лестницу к нему охраняют сначала вот такие статуи.
Демонические сущности в буддизме выступают как защитники религии.
Потом вот такие реалистичные львы.
В храме находится самая большая в России позолоченная статуя Будды Шакьямуни (самая большая не позолоченная – в Калмыкии).
Вообще-то я не смогла выяснить, можно ли фотографировать в храме, и сделала два снимка из-за застеклённой двери. Мне всегда неудобно перед верующими (любой религии): они здесь по делу, а я так – любопытствую.
Но я заметила, что атмосфера немного напоминает православный храм: есть «свечная лавка», где продают свечи, цветные флажки, какие-то подношения, а также принимают записочки с просьбами. Всё очень чинно, красиво. Некоторые ждут очереди, чтобы побеседовать со священнослужителем.
Кстати, к статуе Будды нельзя поворачиваться спиной. И я очень старалась.
По бокам от храма симметрично расположены две больших ступы Примирения. Они имеют внутренние помещения. В одной расположена галерея 1080 Будд долгой жизни и музей – к сожалению, он открыт только по выходным и праздничным дням.
Сначала я просто обошла храм.
Колокол Четырёх Печатей – опять же самый большой в России буддийский колокол. Конечно, в него звонят, и над дацаном время от времени проносится мелодичный звук.
Перед лестницей два изображения буузы. Любимая еда лежит на цветке лотоса.
Вот опять львы, но уже фантастические.
Эти скульптуры тоже служат объектом поклонения, и им делают подношения (деньги, печенье).
А это знаменитые буддийские молитвенные барабаны: проходишь мимо, вращаешь их – считается, что прочёл множество молитв.
На моих глазах подъехала свадьба. Сначала молодые, потом гости прошлись, вращая барабаны. Причём там было немало людей европейской внешности.
С холма открываются прекрасные виды.
За оградой можно видеть привязанные молитвенные флажки "кони ветра" (хий морин). Специальная табличка просит не развешивать флажки на деревьях и кустах, так как это вредит растениям.
Флажки пяти цветов символизируют пять элементов человеческого тела, а также пять элементов макрокосмоса. На них наносятся мантры, которые, как считается, активизируются при контакте с ветром.
Установлены таблички с мудрыми изречениями.
Цитирую другие понравившиеся:
"Все беды этого мира, многообразные терзания и страхи возникают из-за цепляния за "Я". К чему же мне этот кровожадный демон?"
"Ни презренье, ни злая речь, ни бесчестье не наносят вреда этому телу. Отчего же, ум, ты впадаешь в ярость?"
"Если приговорённому к смерти отрубят лишь руку, не благо ли это? И если ценою земных страданий избавишь себя от ада, не благо ли это?"
"Даже если завтра наступит смерть – овладевай благими знаниями. Хотя и не станешь мудрецом в этой жизни, но это будет подобно передаче драгоценности самому себе в следующее рождение".
В закрытом павильоне вот такой подсвечник.
А вокруг построек идёт Большое гороо долгой жизни – пешеходная тропа, имеющая религиозное значение. Обход совершается по солнцу, то есть по часовой стрелке. По идее, в храм-то можно заходить только после этого обхода…
Вдоль тропы стоят беседки – не столько для отдыха, сколько для медитации. Каждая посвящена одному из животных буддийского религиозного календаря. Им оставляют приношения.
Даже вот таким живым существам нельзя причинять вред.
Над головой шумят сосны. Здесь водятся белки, но я их не видела.
Статуи животных похожи на большие игрушки.
Возвращаюсь на большую площадь перед храмом и любуюсь видом города.
Ближе к обрыву находятся восемь ступ, символизирующих восемь подвигов Будды.
Маленькое изображение Будды я увидела только на одной из них.
Виды на город.
Трудно оторвать взгляд от этой красоты!
Поскольку сюда приезжают не только истинно верующие буддисты, но и туристы, на автостоянке есть большой сувенирный магазин. Там товар на любой, наверное, вкус – от роскошных дорогих статуэток и посуды, ярких икон-танка, нарисованных на ткани, книг... до магнитиков и сумок. А ещё благовония, чаи... да чего там только нет!
Транспорт ходит часто. А если и приходится подождать – найдётся место под навесом, маленькое кафе с непременным чаем с молоком (но и кофе-машина там есть). И, что совсем немаловажно для туриста, туалет (бесплатный или за какую-то символическую плату – забыла).
Табличка с правилами посещения дацана и парковой зоны (не курить, не сорить, не распивать...) заканчивается не цифрами штрафов, а вот такими словами:
"Выражаем надежду, что посещение парковой зоны и обход святынь дацана будут способствовать душевному равновесию и гармонии в отношениях между людьми, принесут благополучие и здоровье".
В общем... хотя я и не буддистка, но хочется сказать: "Посвящаю заслугу, созданную этой статьёй, благу всех живых существ".
Хотите знать о моих дальнейших странствиях? Подпишитесь! (И не стесняйтесь ставить отметку "Нравится").
Предыдущие статьи:
(2) Салехард: старинный город на полярном круге
(4) Из ЯНАО в ХМАО через град Берёзов
(5) Ханты-Мансийск: город в лесу
(6) Тобольск: любовь с первого взгляда
(7) Музеи Тобольска: восторги и вопросы
(8) Омск: справедливы ли мемы?
(9) Нижнеудинск: тихая моя родина
(10) Улан-Удэ: удивительное смешение культур и эпох