Найти тему
Высота

Транс под барабаны «Болеро» Камилы Валиевой

Фотографии из открытых источников
Фотографии из открытых источников

«Не сходим ли с ума мы в смене пестрой

Придуманных причин, пространств, времен…»

Александр Блок

Олимпийский сезон Камила Валиева катает произвольную программу под «неправильную» музыку. Такой, в бытность композитора Мориса Равеля, её признал весь мир.

Логично то, что автор этой публикации находится под впечатлением (в трансе) от музыки и катания фигуристки и честно делится своими мимолетными impression (теми самыми впечатлениями) со своими читателями. Низкий поклон подписчикам!

-2

Для вашего автора «Болеро» Мориса Равеля – музыка торжествующей обречённости. Так на пути к гибели или славе, из походного порядка, разворачиваются полки, сохраняя героически-беспечную маршевую неспешность и презрение к смерти.

С самого начала умеренный темп знаменитой мелодии диктуется пронизывающим боем малых барабанов, сменивших в современных оркестрах ТУНТУНЫ басков и дополненные, в начале пьесы, скупым сопровождением альтов и виолончелей.

-3

Десятки тысяч воинов в малиново-красных мундирах подымают ногами оранжево-красную пыль, оседающую на уже начинающие бронзоветь под солнцем лица. Уже скоро пыль смешается с алым цветом крови гордых сынов севера Испании.

Одна колонна сменяется другой, шорох чеканящих шаг подошв умножается строем новых колонн. В звуковой набросок раннего утра вмешивается звон шпор всадников мчащихся конных лавин, сухие щелчки примыкающих к ружьям штыков, стонущий скрип орудийных колёс и ещё редкий удалой свист рассекающих воздух сабель летящих к славе нетерпеливых юнцов. 

-4

Вся эта звукопись, талантом и творчеством народа, создавала мелодию и танец СОРТСИКО – основу музыкального произведения для солистки русского балета и оригинальной танцовщицы Иды Рубинштейн.

Ей ли или идеям Эрика Сати мы, в большей степени, обязаны появлению «Болеро» трудно ответить, но мы забрали с собой в новый век и новое тысячелетие завораживающую, имеющую гипнотическое воздействие на многих людей, музыку.

-5

Как волна за волной новые и новые боевые порядки встают в единых шеренгах, идут навстречу «неумолимому вражескому нашествию». Мелодия повторяется снова и снова, так вступают в сражение новые полки и батальоны. Музыка и Сражение так похожи в циклической гармонии и ритмическом строю цинично-равнодушного «Болеро».

Аккорд за аккордом «Болеро» ведёт нас от ещё тихих, но уже чистых и упругих извилистых звуков флейт, к инструментально выделенным нарастающим страстям и страданиям.

-6

Апогей повторяющегося музыкального фрагмента наступает только для того, чтобы ТЕМА зазвучала вновь, но теперь уже с соло кларнета, на смену которому следом придёт фагот, и далее по прописанному в нотах порядку кларнет-пикколо, гобой д'амур, дуэт флейты и трубы, и совсем неожиданно, саксофоны с яркими и эмоциональными звуками тенора и сопрано.

Переход от одного инструмента к другому усиливают мощь звучания с каждым повтором темы. Это оркестровое КРЕЩЕНДО, с нарастающей силой, ведёт к кульминации, оформленной в глиссандо тромбонов. 

-7

Лишь одна ритмическая фигура неизменна в пьесе и в представляемом нами сражении – бой (паттерн) малого барабана. Он продолжается на протяжении всех 430 тактов пьесы, Подвиг барабанщика – 5 144 удара, сплетённых в ритмический узор, символизируют героический дух басков – свободолюбивого народа севера Испании!

Удивительно, но Равель в самом конце закручивает интригу в уже казалось бы повторяющейся предрешённости темы. Сначала взлётом, в «джазовых традициях», тромбона вверх, ярким вступлением оркестровых аристократок – скрипок, усиливающей подмогой личного резерва главнокомандующего – второго малого барабана, бас-барабана, тарелок и там-тамов, разгоняющих кровь в жилах перед сигналом атаки, вырывающимся из хриплых БУКЦИН (в оркестрах звук устрашающих древних медных духовых инструментов оформляется диссонирующим глиссандо тромбонов).

-8

Революционная для одних и крамольная для других мысль – «Болеро» Равеля гимн хрустальной школы, верности воспитанников фигурному катанию, клятвенной преданности делу, не на публике, а в каждодневной рутинной выучке, днясурочного тренировочного процесса, в постоянно повторяющемся сражении с собой и всем миром, в неординарной подаче материала на различных стартах!

И сражающаяся Камила в одной и той же программе может быть волшебной флейтой, мягким и спокойным гобоем д'амур, звуком сопрано, вырывающимся из несдержанного на эмоции саксофона и даже кульминационным разрывающим душу победным хрипом в «глиссандо» (в «скольжении»). Это ли не олимпийская МЕЧТА!

-9

«Болеро» – это две крайности, триумф или поражение, то самое, многократно слышанное нами «С щитом или на щите». А ещё демонстрация власти школы и фигуриста над ограниченными возможностями (техническими средствами), регламентирующими правилами и ошибочными суждениями.

Мы видим повторяющуюся раз за разом программу, но каждый раз она играет новыми красками и впечатлениями, эмоциями и страхами. Мы живём в непростом, но именно поэтому, дорогом для нас мире.

-10

Как актуальны цветаевские строки: «Но по дрожанию всех жил / Можешь узнать: жизнь!». 16 тактов повторяющейся мелодии и есть наша жизнь, всё остальное – впечатления и воображение. Тренеры и хореограф не искали лёгкого пути. Они рвут шаблоны, а не пытаются создать привычную картинку хореографической красивости.

Музыка звучит. Руки! Пластика! Тело! Растяжка! Скульптурность балетных позиций! Конёк! Скольжение! И только  душа может почувствовать то мельчайшее изменение в очередном повторе темы.

-11

Программа трогает, когда 22 грамма от массы материальной оболочки – душа, введенная в транс пронзительным ритмом барабанов, пробуждается под соло музыкальных инструментов.

На один вопрос Ваш автор так и не смог ответить. Болеро – это про одинаковость или про разнообразие? Если вы нашли ответ, пишите. Вам открылась его суть.

«Болеро» Камила Валиева:

https://m.youtube.com/watch?v=5_zH7yZWvTw

Тема в исполнении флейты:

https://m.youtube.com/watch?v=s428GXDL138

Глиссандо тромбона:

https://m.youtube.com/watch?v=_ksUtKDTLD8