Найти тему
Кот-ученый

Холодная осень 83-го

На сегодняшний день Россия – единственный в мире счастливый обладатель атомного ледокольного флота. Оно и понятно, не одна другая страна не имеет полярного побережья такой протяжности. Когда Северный морской путь только начали осваивать, навигационный сезон составлял всего пару месяцев – июль, август, если повезет, кусочек сентября. И то не каждый год. Сколько экспедиций были вынуждены остаться на повторную зимовку, потому что море в текущем году так и не очистилось толком от льда, скольким полярным исследователям это стоило жизни! Но современные атомные ледоколы способны достичь Северного полюса даже в разгар зимы, при толщине льда около 3 м.

Источник: https://историк.рф/days/2019/06/03/3-iyunya-1971-goda-byil-zalozhen-atomnyij-ledokol-arktika.html
Источник: https://историк.рф/days/2019/06/03/3-iyunya-1971-goda-byil-zalozhen-atomnyij-ledokol-arktika.html

Первый в истории атомный ледокол «Ленин» был сдан флоту в 1959 г., отработал 30 лет, , закончил службу в 1989 г. и в 2009 г был превращен в музей. Он и сейчас открыт для посещений в Мурманском порту. На момент распада Советского Союза на ходу было 7атомных ледоколов: «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Севморпуть», «Таймыр», «Советский Союз», «Вайгач». По иронии судьбы ледокол под названием «Советский Союз» был сдан в эксплуатацию за год до того, как страна с одноименным названием прекратила свое существование.

Ледокол "Ленин". Источник: https://www.gazeta.ru/science/2017/12/05_a_11032916.shtml
Ледокол "Ленин". Источник: https://www.gazeta.ru/science/2017/12/05_a_11032916.shtml

Основное предназначение ледокола – сопровождать грузовые, пассажирские и исследовательские суда в нелегком пути через загроможденное льдом море. В случае их нехватки опасности подвергаются не только морские экипажи и пассажиры, но и жители приполярных населенных пунктов, снабжение которых ведется в основном по морю либо по великим сибирским рекам. Между тем, Арктика полна сюрпризов. Один такой сюрприз врезался в память старшего поколения полярников особенно крепко.

В 1983 году летний навигационный сезон начался как обычно, дизель-электрические ледоколы Дальневосточного пароходства вполне справлялись со своей задачей. Но в сентябре подули устойчивые северо-западные ветра, которые сместили Айонский ледяной массив в северной части Восточно-Сибирского моря от полюса к берегу. Одновременно начался период устойчивого ледообразования. В октябре температуры были рекордно низкими для нескольких последних десятилетий. Десятки судов оказались в ледяном плену. 9 октября в заблокированном проливе Лонга, отделяющем остров Врангеля от материка погиб теплоход «Нина Сагайдак». Судно было зажато дрейфующим льдом, и торошение достигало такого уровня, что льды поднимались выше фальшборта. Имеющиеся в наличии ледоколы подойти не смогли, не в последнюю очередь потому, что постоянно нуждались в дозаправке, что сильно сковывало их передвижения. В конце концов обшивка «Нины Сагайдак» треснула сразу в шести местах, команду вывезли на вертолете.

Источник: https://compromat.ws/v-1983-godu-v-arktike-zatonulo-vtoroe-posle-chelyuskina-torgovoe-sudno/
Источник: https://compromat.ws/v-1983-godu-v-arktike-zatonulo-vtoroe-posle-chelyuskina-torgovoe-sudno/

Всего с 1 октября по 4 декабря 1983 г. получили повреждения 17 судов Дальневосточного морского пароходства, в том числе, 5 дизельных ледоколов.

В порту Певек на Чукотке скопились суда, которые требовалось вывести из арктических вод в дальневосточные, но капитан флагманского ледокола «Ермак» Ю.П. Филичев докладывал, что осуществить это невозможно. Суда необходимо оставить на зимовку в Певеке. Однако было принято решение флот из Арктики вывести.

Для выведения флота в восточную часть Севморпути срочным порядком были направлены атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь». В Западном районе к операции был подключен атомный ледокол «Ленин».

Главным героем этого невероятно тяжелого навигационного сезона стала «Арктика». Она шла во главе каравана, за ней следовали остальные ледоколы, которые вели суда вплотную на буксире. Исход каравана из Певека начался18 ноября. Он продолжался более восьми суток.

Ледокол "Арктика" в проливе Лонга. 1983
Ледокол "Арктика" в проливе Лонга. 1983

Утолщения льда местами достигали 3-4 метров, канал получался очень неровным, «Арктике» приходилось возвращаться, чтобы околоть застрявшие суда. Всего за время пути это пришлось сделать 87 раз. Когда вышли в Чукотское море, вздохнули было с облегчением, толщина льда составляла всего 40-50 см. Но радость оказалась преждевременной. Это был очень вязкий лед, который налипал на корпус ледокола вдоль ватерлинии. Судно буквально влипало в него. Тогда капитан «Арктики» Анатолий Алексеевич Ламехов развернул атомоход винтами вперед и начал прокладывать канал за счёт размывающего эффекта от работы винтов. Задним ходом удалось проложить чистый канал. Через 8 суток и 5 часов караван прошел Берингов пролив. Подопечные суда ушли во Владивосток, а ледоколы отправились обратно в Певек.

Старая «Арктика» была выведена из эксплуатации в 2012 году, а в 2019 состоялись первые ходовые испытания атомного ледокола нового поколения с таким же названием.

Новая "Арктика"
Новая "Арктика"

См. также:

Фантастическая и реальная истории поиска Земли Санникова

Дрейфующая станция «Северный полюс-1»

История парохода «Челюскин»

Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2019-2020

#тэги #история россии #флот #ледоколы #полярники #северный морской путь