Этой статьей начинается серия материалов по каждому из восьми поколений легковых автомобилей Volkswagen Passat.
Сразу надо оговориться: здесь речь пойдет только о европейской (собственно, немецкой) версии Пассата. Вариации для британского рынка – на периферии обзора. Китайские варианты и клоны, машины австралийского, бразильского, мексиканского, южноафриканского, японского производства, а также специальные североамериканские версии в данном случае остаются полностью вне поля зрения.
Двигаясь по поколениям, мы увидим, как совершенствуясь и увеличиваясь в размерах, Passat из семейного автомобиля для состоятельного бюргера превратился в автомобиль почти бизнес-класса.
Volkswagen Passat B1 (тип 32/33) (1973 – 1980)
А всё началось с… Audi! Да, в начале 1970-х годов Volkswagen оказался в серьезном кризисе со своими заднемоторными автомобилями-долгожителями «Жук» (Käfer), и преодолеть его он должен был с помощью новых моделей, создаваемых, в том числе, для замены устаревших Type 3 и Type 4.
Но своих наработок в этом направлении у «Фольксвагена» на тот момент не было, и новинку пришлось создавать на основе уже имевшихся технологий «родственной» марки... Как раз в 1972 году Audi выпустила очень удачный седан Audi 80, который в следующем году был признан в Европе автомобилем года.
Именно на его технической основе и был построен Volkswagen Passat, который практически полностью повторил Audi от переднего бампера и вплоть до центральной стойки. Но задняя часть новой машины была выполнена в силе фастбэк (со скошенной покатой крышей и небольшой крышкой багажника). Внешность и интерьер, теперь уже «Фольксвагена», были разработаны итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро.
Но главным состояло в другом. До этого легковой «автопарк» «Фольксвагена» состоял из заднеприводных машин с оппозитными двигателями воздушного охлаждениям. Теперь же он революционным образом переходил на выпуск переднеприводных автомобилей с рядными четырехцилиндровыми моторами водяного охлаждения, произведя тем самым настоящую сенсацию в автомобильном мире.
Платформа, лежавшая в основе Audi 80 и «Пассата», получила название B1. Оно же стало индексом для новой модели, который, впрочем, в дальнейшем жил своей, уже не связанной с платформой, жизнью.
Новый автомобиль был запущен в серийное производство на заводе в Вольфсбурге. Первые машины сошли с конвейера 14 мая 1973 года. Представление новинки автомобильному миру состоялось 24 июля 1973 года. На выставочных экземплярах (а были представлены фастбэк и универсал) были установлены 1,3-литровые бензиновые моторы мощностью 60 л.с. и 80 л.с. И это был публичный дебют новой модели, которой суждено было стать одним из лучших автомобилей в истории марки Volkswagen.
Собственно, в то время Passat был одним из самых современных европейских семейных автомобилей. Серийным машинам полагались бензиновые двигатели мощностью от 55 л.с. до 85 л.с. и дизельный мощностью 50 л.с. Комплектации с различными уровнями оснащения именовались Basic, L, S, LS и TS.
В первые месяцы Passat выпускался только в вариантах двух- и четырехдверного фастбэков. В облике 5-дверного универсала Passat начали собирать с января 1974 года.
С запуском в производство машин 1975 модельного года (август 1974-го) у двухдверных автомобилей в задней стойке перестали устанавливаться вентиляционные решетки.
В январе 1975 года к изначальным трем вариантам кузова добавились трех- и пятидверные версии фастбэка – кузов комби (сзади вместо небольшой крышки багажника на них стояла большая поднимаемая вверх дверь). При этом комби 1975 года сохранили силуэт изначальных фастбэков 1973 года.
Тогда же, в январе 1975 года, все модели стали оснащаться модернизированными бамперами с пластиковыми элементами по краям, а верхние углы лобового стекла стали делать закругленными.
С августа 1976 года спортивная комплектация TS была заменена на комфорто-ориентированную модель GL, которая, как и ранее TS, внешне отличалась двойными фарами. Одновременно угловатые фары комплектации L были заменены на отдельные круглые фары, как у базовой модели, но в данном случае – с хромированными кольцами.
Прошло немногим более 3 лет после начала серийного производства, когда в декабре 1976 года уже был выпущен 1000000-й Passat.
Летом 1977 года весь модельный ряд подвергся фейслифтингу. Обновился интерьер, машина получила новую приборную панель. Индикаторы поворотов изменили расположение. Теперь, в зависимости от модификации, автомобиль имел либо четыре круглые, либо две прямоугольные фары. Так Volkswagen добился внешних отличий «Пассата» от технически аналогичной Audi 80. Колеса автомобиля были увеличены в размерах, а сзади был установлен более прочный стабилизатор поперечной устойчивости. Были сделаны и другие доработки.
Производство «Пассатов» первого поколения в Вольфсбурге продолжалось до конца 1977 года, но с августа этого же года машина была запущена в серию на предприятии «Фольксвагена» в Эмдене.
В феврале 1979 года был представлен и вскоре запущен в серию самый мощный вариант в первом поколении – Passat GLI с мотором мощностью 110 л.с. Внешнее отличие – пластиковый спойлер на крышке багажника.
В апреле 1980 года с конвейера сошел 200000-й Passat.
Производство всех вариантов первых «Пассатов» завершилось в октябре 1980 года. За 7 лет было выпущено более 2 млн автомобилей, из которых половина пришлась на выполненные в кузове фастбэк, а остальные распределились между универсалом и комби.
Продолжение (Passat B2) следует.
(Впервые опубликовано на vwtaos.ru. Публикация на Volkswagen Driver существенно дополнена.)