Найти в Дзене

Романовский музей Костромы. «Город Всеобщего Благоденствия» Ефима Честнякова

Кульминацией торжеств в честь 300-летия дома Романовых стал визит императора Николая II в Кострому. Царь прибыл в город утром 19 мая 1913 года на пароходе «Межень».

Пароход «Межень» под императорским штандартом на Волге https://jediru.net/topic/43953/page/10/
Пароход «Межень» под императорским штандартом на Волге https://jediru.net/topic/43953/page/10/

Несмотря на ранний час, у пристани наблюдалось большое стечение народа. Многие из встречающих заходили в воду, чтобы получше разглядеть Государя.

Император Николай II с семьей на пристани в Костроме https://zavodfoto.livejournal.com/2626508.html
Император Николай II с семьей на пристани в Костроме https://zavodfoto.livejournal.com/2626508.html

Первым делом Николай IIс семьей отправился в Ипатьевский монастырь, откуда его предок Михаил Романов был призван на царство. Затем императорский кортеж проследовал в город для открытия Романовского музея, специально построенного к памятной дате.

Осмотрев здание снаружи, Николай II посетил отдел, посвященный истории рода Романовых. А затем изволил принять труд Костромской ученой архивной комиссии: «Сказание о спасении Царя Михаила Федоровича Романова от рук поляков». После чего утвердил печатью документ об именовании музея «Романовским» …

Пожарная каланча в Костроме, архитектор П.И. Фурсов, 1824-1827 гг.
Пожарная каланча в Костроме, архитектор П.И. Фурсов, 1824-1827 гг.

Утром в день нашего визита потомки верноподданных горожан спешили по своим делам, на ходу прилаживая к ушам гарнитуру смартфонов. Однако, как довелось убедиться, исторической памяти они не растеряли.

Первый же встречный безошибочно указал дорогу к Романовскому музею: - «Вон, видите каланчу? Оттуда завернёте на проспект Мира – там красивый теремок» … Руководствуясь образной навигацией, уже через 5 минут были на месте. И точно, музейное здание напоминало древние палаты.

Здание Романовского музея в Костроме. Архитектор Н.И. Горлицын, 1913 г.
Здание Романовского музея в Костроме. Архитектор Н.И. Горлицын, 1913 г.

Сегодня главной ценностью Романовского музея является собрание картин костромского художника Ефима Васильевича Честнякова. Признаюсь, приходилось слышать и такие мнения о работах «шабловского затворника»: «Да разве это картины? – детские рисуночки какие-то. Ну не тянут они на серьёзную живопись»!

Крестьянские дети
Крестьянские дети
Пастушка
Пастушка

Дело в том, что в молодые годы Честняков учился в Императорской Академии художеств, вращался в столичной среде. И неплохо владел как техникой академической живописи, так и модными стилями. Для примера несколько его работ:

Этюд с натурщицей
Этюд с натурщицей
Ромео и Джульетта
Ромео и Джульетта
В кафе
В кафе
Этюд «Суслоны»
Этюд «Суслоны»

Но в своём творчестве он избрал иную стезю – нехоженую и тернистую. Вспомним как Пушкин писал в «Езерском»:

Глупец кричит: куда? куда?
Дорога здесь. Но ты не слышишь,
Идешь, куда тебя влекут
Мечтанья тайные; твой труд
Тебе награда; им ты дышишь

Грибники у зимницы
Грибники у зимницы

Говорят, что показать Честнякова за рубежом впервые надоумили иностранцы, увидевшие в 1977 г. его персональную выставку в Москве: «О, это фантастично! Браво! Это должны видеть в Европе»!

В итоге, его выставки с триумфом прошли в Турине и Флоренции. Творчеству «неповторимого русского фольклориста» рукоплескали в Париже и Гавре … А имели бы такой успех его академические штудии? Можно усомниться.

Вход в город Всеобщего Благоденствия
Вход в город Всеобщего Благоденствия

Честнякова надо смотреть, настроившись на таинство, на святочное действо. Недаром в западной прессе героев его шабловских мистерий сравнивали с колоритными персонажами Комедии Дель Арте.

Сказочный мотив. Разбойники. Баба-Яга
Сказочный мотив. Разбойники. Баба-Яга

Девушка на картине ниже изображена в короне и с русалочьим хвостом. Да простят меня женщины, показалось, что похититель более озадачен, чем похищенная

Леший несет девушку
Леший несет девушку

Работа Честнякова «Бани топят» напомнила яркие краски Сарьяна

-15

Иногда его полотна похожи на вышитые шелком гобелены

-16

Отдельная тема – портреты Честнякова. За лаконичной манерой скрывается цепкий взгляд художника, глубоко вникающего в характеры персонажей:

Портрет двух мальчиков
Портрет двух мальчиков
Портрет старухи в черном платке
Портрет старухи в черном платке
Портрет девочки с бусами
Портрет девочки с бусами
Женщина в сером платке
Женщина в сером платке

Удивляло многолюдье его картин. Как видно, в отдалённой кологривской глубинке жизнь тогда кипела, била ключом. Честняков изображает своих героев в некоем «соборном предстоянии», подобно Павлу Корину в «Руси уходящей»:

Женщины с детьми
Женщины с детьми
Ведение невесты из бани
Ведение невесты из бани
Наш фестиваль
Наш фестиваль
Колядки
Колядки

В последнем зале почти всю стену занимало огромное полотно «Город Всеобщего Благоденствия» (размеры 198 х 335 см.). Прежде читал, что некоторые искусствоведы сравнивают его с картинами Босха и Брейгеля. Тогда подумал: - Ну, эк уж хватили!

Воочию подобного скептицизма поубавилось. Картина выражала самую суть человеческого бытия. Будто нескончаемая река жизни текла через холст – наискось, от нижнего правого к верхнему левому углу. Мимо диковинных храмов, дворцов, колоннад - к своему победному апофеозу - изумрудной арке Ворот Счастья с парящим над ней голубем.

… Скажете, утопия? Конечно. Но из рода тех, что противостоит на весах судьбы сухому прагматизму. Мечта должна быть во всем. Иначе недолго закостенеть от тоски в оковах повседневной рутины …

Город Всеобщего Благоденствия
Город Всеобщего Благоденствия

Еще понравились «глинянки» Честнякова. Фактура фигурок живая, дышащая: будто они только что вышли из-под рук мастера

-26
-27
-28
-29