Говорят, лучший способ научиться – это смотреть на то, как работает мастер.
Первое и самое сильное впечатление от Анни Жирардо у заслуженной артистки России Надежды Лавровой связано именно с тем, как она полностью выкладывалась в работе:
– Мы принимали участие в репетициях моноспектакля «Мадам Маргарит»: были неким связующим звеном между ней и будущими зрителями, подавали реплики, словом, исполняли роль учеников, задававших вопросы своей учительнице. Когда впервые пришли на репетицию, я искренне подумала, что попала на спектакль – так играла Анни Жирардо! С таким азартом, таким куражом, таким всплеском энергии! Это был незабываемый урок!
Кстати, спектакль «Мадам Маргарит» – это трагикомичный монолог учительницы, ведущей урок в выпускном классе начальной школы. Героиня Анни Жирардо – женщина, умудрённая опытом, но одновременно взбалмошная и неуравновешенная. На протяжении двух уроков мадам Маргарит спешит объяснить ученикам через предметы и понятия школьного курса всю сложность жизни. Со сцены Анни Жирардо рассказывала о сложных жизненных перипетиях, а в обычной жизни этой «сложности» по возможности избегала. Была простой в общении, неприхотливой в быту, никогда не «включала звезду» и старалась не привлекать к себе излишнего внимания. Прессу особо не жаловала. И любила журналистов «подурачить».
– Помню, как удивляли эти её моментальные переходы от бешеной активности до какой-то нарочитой немощи на публике, – признаётся актриса Надежда Лаврова. – Только что бегала, эмоционально рассказывала в гримёрке, как отказывалась целоваться в кадре с Жераром Филиппом, мотивируя это тем, что «у него фарфоровые зубы», но едва дверь открывалась, она выходила «в свет» медленно, опираясь на других, словно старушка. Никак не могла понять, почему такое происходит. Потом выяснилось, что Анни Жирардо недолюбливала журналистов и, видя их, сразу же пряталась в кокон…
Но в общении с близкими ей по духу людьми она не надевала маску и не выдумывала никаких образов. Надежда Лаврова вспоминает, что однажды в гостях она увидела на столе салат «Мимоза». Попробовала. Понравилось. И она начала деловито интересоваться у хозяйки, какие ингредиенты входят в это блюдо. Дотошно записала рецепт салата, уточняя, можно ли вместо консервированной сайры использовать тунец.
Анни Жирардо была непосредственным и душевным человеком. Это так. После премьеры спектакля в Магнитогорске актёрам, помогавшим ей в работе над «Мадам Маргарит», раздала презенты. Актриса драматического театра имени А. С. Пушкина Марина Крюкова до сих пор хранит перчатки цвета яичного желтка из замши «от мадам Жирардо».
– Она поблагодарила меня за помощь, – вспоминает об этом событии Марина Павловна. – Вручила подарок. Я сказала спасибо, покраснела и, счастливая, ушла.
Кстати, на актрису сильнейшее эмоциональное потрясение произвёл комбинат. Она была в восторге от экскурсии и постоянно повторяла: «Этот урбанистический стиль – красота неописуемая». У Жирардо даже была фотография, на которой она запечатлена на фоне плавящегося металла.
У заведующей труппой Ирины Денискиной свои воспоминания, связанные с великой французской актрисой. Ирина Аркадьевна отработала звукорежиссёром в театре только год – и тут вдруг не просто приезд звезды мирового масштаба, но и совместная работа, а потом сопровождение её в Москву со спектаклем «Мадам Маргарит».
– Шик, блеск, «шляпки с вуалью» Анни Жирардо не приветствовала в своём гардеробе, – делится Ирина Денискина. – Она была совершенно естественная, натуральная, не «от кутюр», но при этом абсолютно самодостаточная. Работать с ней было одно удовольствие. Она профессионал, поэтому ожидала подобного отношения к делу и от других. Думаю, мы её не разочаровали. А в остальном – никаких капризов, требований или «особого отношения» к себе. Более того, в Москве Жирардо поселили в гостиничном номере с видом на внутренний дворик. Актриса даже бровью не повела, просто проигнорировала этот факт. Кстати, когда летели в Москву, командир экипажа пригласил Анни Жирардо к себе в кабину, хотя это запрещено инструкцией. Но чего не сделаешь ради любимой актрисы!
О любви к актрисе сказано не ради красного словца. Анни Жирардо действительно любили в России, и она отвечала взаимностью. Она была совсем-совсем нашей. Даже своё 75-летие она отметила не во Франции, а в России. На её юбилей в Москву прилетели режиссёр Клод Лелуш, композитор Мишель Легран, актриса Сандрин Боннер и многие другие. Надежда Лаврова рассказала трагикомичную историю, о которой ей поведала в своё время Анн Сельер со слов Анни Жирардо. 1996 год. Похороны французского президента Франсуа Миттерана. На траурной церемонии прощания присутствует и Анни Жирардо, хорошо знавшая умершего. Вдруг какой-то мужчина пытается издали привлечь внимание Жирардо: беспрестанно машет ей по-свойски рукой, улыбается. Она никак не могла понять: кто это? Все-таки ситуация не располагала к проявлению столь радостных чувств. И тут ей на ухо прошептали: «Это президент России Борис Ельцин». Узнал…
17 лет назад (ныне – 27. – Прим. ред.) на встрече с актёрами магнитогорской драмы она сказала: «В магнитогорском театре я вспомнила запахи своей молодости! Только в молодости ты делаешь что-то и не думаешь о том, что произойдёт дальше. Ты просто счастлив, ты любишь».
Мы вас любим, мадам Жирардо…
Автор: Наталья Романюк
По материалам газеты "Магнитогорский металл" от 4 марта 2021 года