8 октября празднуется память преподобного Сергия Радонежского, одного из самых любимых и почитаемых в народе православного святого. Его и к лику святых причислил сам народ, ещё до того, как в Русской Церкви выработали правила канонизации.
Слушайте нас онлайн в мобильном приложении. Бесплатное приложение "Радио "Радонеж" к смартфонам и планшетам можно скачать через Apple Store и Google Play
Кажется, мы знаем его лично – такие подробности приводятся в биографических источниках, на деле же сведения о жизни преподобного очень скудны. Исследователи даже называют разные годы рождения святого. Однако все сходятся в том, что его родители были зажиточными боярами и, видимо, влиятельными. Отец будущего инока служил ростовским князьям (имеется в виду Ростов Великий) и выступал за независимость княжества от Москвы. Какая ирония – позже сын приложил все усилия для объединения русских княжеств под одну руку.
Несмотря на предсказание инока-странника (некоторые уверены, что это был сам ангел Господень), что мальчик отмечен Богом, родители не дали ему благословения на уход в монастырь. Сергий с братом основали скит только после смерти родителей. Они выбрали место в глухом бору на берегу речки, срубили келью и часовенку и стали жить трудами и молитвой. Брат скоро не выдержал уединения и вернулся в монастырь. Сергий остался один.
Представьте 23-летнего парня, который днями и неделями не видит людей, не слышит речи человеческой. Полное отшельничество, забота о собственном пропитании. Да, инок отказался брать какое-либо подаяние у местных крестьян, а вести огородик в лесной чаще было очень трудно. Порой он просто голодал.
Но одиночество закончилось, когда о "строгом монахе" пошла молва, и к нему стали приходить братия, желавшие послужить Господу. Первое время число насельников было ограничено двенадцатью. Новых поселенцев принимали только, если кто-то умирал или уходил в монастырь. Да, тяжёлую жизнь отшельников выдерживали не все.
В 1345 году община стала Троицким монастырём. О подвиге русских монахов стало известно в Царьграде, и патриарх Филофей послал игумену Сергию крест, схиму, параман и грамоту. По совету патриарха, отвечавшего душевному настрою настоятеля, в монастыре вводится общинножительный устав – киновия. В отличие от особножительного устава, когда каждый монах жил по своим средствам, то есть мог получать помощь от родственников или покровителей, киновия была "коммуной". Все одевались одинаково и питались из одного котла. Кроме того, была строгая дисциплина, подчинение игумену и старцам. Причём "старчество" определялось не возрастом, как иногда ошибочно думают, а степенью духовного роста.
Монахи продолжали жить своими трудами, за этим Сергий следил строго и сам до самой смерти работал со всеми и обслуживал себя. Его ученики разошлись по всей Руси и основали более сорока монастырей с таким же строгим уставом.
Житие преподобного Сергия наглядно показывает, чем русское монашество отличается от европейского. Католические, да и византийские святые это в первую очередь высокообразованные богословы, философы, общественные деятели. На Руси тоже были духовные писатели, на чьих трудах выросли поколения, были церковные иерархи, сыгравшие большую роль в политике. Но самыми "правильными" монахами всегда считались пустынножители, схимники, аскеты, показавшие образец смирения и отказа от своей воли.
Согласно преданию, святому была открыта дата его кончины. За полгода он принял обет молчания и нарушил его лишь за несколько часов до смерти, чтобы дать последние наставления братии.
Дорогие братья и сестры, радио и газета “Радонеж” существуют исключительно благодаря вашей поддержке. Вы можете оказать нам посильную помощь любым удобным удобным вам способом
Расскажите, какие темы публикаций вам больше нравятся и почему. О чём ещё вы хотели прочитать? Мы обязательно учтём ваши пожелания.