Найти тему
20,9K подписчиков

Второй отец Незнайки

2K прочитали

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!

Генрих Оскарович, многолетний сотрудник журнала "Крокодил", даже среди коллег - юмористов отличался чувством юмора, как ни у кого. Это о нём сами коллеги и говорили.

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-2

Но - надо ведь за что - то и покритиковать хоть иногда? А долгое время не находили у него "авторского почерка". Того. неуловимого, что делает рисунки узнаваемыми с первого взгляда.

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-3

Эстонец по национальности, сын крупного управленца железнодорожного транспорта Оскара Валька, родился в Кимрах, но всю сознательную жизнь прожил в Москве.

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-4

Отец был "посажен" по доносу, очевидно, ложному, в 1937 году, и реабилитирован уже в 1939. Об этом стоит упомянуть потому, что будучи в течение двух лет "сыном врага народа", Генрих Вальк в том же 1937 году поступил в медицинский институт.

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-5

Параллельно сотрудничал с железнодорожной газетой "Гудок" - его рисунки печатали охотно.
Но уже через год, в 1938, окончательно решив, что медицина - не для него, Генрих Оскарович становится сотрудником "Крокодила".

Помимо карикатуры - плакаты и детские открытки. Стиль становится узнаваемым!

Это - 1937 год
Это - 1937 год
А это - уже 1945. Выпить за Третий рейх ещё можно, да закусить уже нечем...
А это - уже 1945. Выпить за Третий рейх ещё можно, да закусить уже нечем...
Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-8
А это - просто дети. Наши дети. Открытки 1940-х лет.
А это - просто дети. Наши дети. Открытки 1940-х лет.

Удивительно злободневный рисунок - если заменить телевизор компьютером!

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-10

От таких открыток - один шаг до детской иллюстрации!

И в 1950 году художника пригласили в Детгиз. И, не порывая связей с "Крокодилом", Генрих Оскарович попробовал себя в детской иллюстрации. Сначала - открытки. Его набор "Герои любимых книг" выдержал множество изданий.

Почему художники обходят вниманием "Недоросля" - непонятно, хороших иллюстраций к этой комедии почти нет. Рисунок Валька украшает обложку книги:

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-12

А потом художник стал буквально личным иллюстратором Николая Носова. Первая совместная работа - ещё в 1945 году, когда и замысел про Незнайку ещё не родился. Одна за другой выходили книжки рассказов: "Тук-тук-тук", "Фантазёры", "Витя Малеев в школе и дома" - и читатели уже ждали книги с именно этими, такими узнаваемыми картинками!

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-13

"Незнайка на Луне" стал Самой Главной Работой Генриха Оскаровича: более двухсот иллюстраций!
Но почему именно третья часть трилогии? А как же две первые?

А это как раз тот случай, когда "не было бы счастья - да несчастье помогло". Первые две книги иллюстрировал Алексей Лаптев. И эти картинки все мы знаем и любим:

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-14

Так может и это кто - то назовёт плагиатом?! В самом деле, создателем коротышечьего мира стал первый иллюстратор, Алексей Лаптев. Увы, он умер - и эстафету подхватил Генрих Вальк. Что же он внёс нового? Сравним:

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-15

Уважительно, бережно отнёсся к наследию предшественника - герои вполне узнаваемы. Но не кажется ли, что они стали старше? Да так и должно быть: между событиями первой и последней книжки прошло несколько лет.

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-16

Даже если бы автор забыл об этом сообщить, читатель всё равно бы заметил, что в начале трилогии Незнайка психологически - дошкольник, а в конце - подросток.

Но как это удалось художнику, если он даже не изменил пропорций персонажей - ни фигур, ни лиц? Оставил их утрированно - детскими?
Да он просто сделал их куда более эмоциональными! Это ребёнок может быть просто весёлым или просто сердитым (как на рисунках Лаптева). Спектр чувств человека взрослеющего куда многообразнее - как на рисунках Валька.

К тому же "младенцы" Лаптева выглядели бы слишком уж чужеродно в мире Луны - настолько взрослом, что там, как будто, вообще нет детей.

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-17

И если уж даже "хороших" персонажей удалось нарисовать такими разными, то как же, должно быть, сам художник веселился, придумывая "плохих"! Все эти Спрутсы, Дрянниги, Миноги выглядят не злодеями, а просто какими - то ходячими недоразумениями. Даже ребёнок задаст вопрос: а почему они, наглые в начале и жалкие в конце, так долго оставались при власти и при деньгах?

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-18

И только к "фараончикам" никаких вопросов: все одинаковы. За что им платят Скуперфильды - то и делают.

Но ведь - "Не Незнайкой единым"! Каждый из нас вспомнит, наверное, с десяток Самых Любимых Книг Детства с Теми Самыми Рисунками.

Вот, например, современные гламурные иллюстрации к стихам Агнии Барто выглядят дешёвой подделкой. Да простят меня авторы - понимаю, что они старались, но разве можно превзойти вот это?

"Мы с Тамарой ходим парой"... Сколько точных деталей, сколько примет времени! Сегодня удивляет и то, что девочкам доверены йод и бинты, и то, что Вовочка заработал порез не в процессе потасовки, а в процессе работы: табуретку сколачивал! Клещи, молоток, пила - самые настоящие.

А его бриджи с чулками и тюбетейка - несомненные приметы 50-х лет.

Чисто для сравнения: современная иллюстрация к тому же стихотворению. Невозможно даже догадаться, кто здесь ответственная Тамара, а кто - профнепригодная Таня!

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-22

И точно так же более поздние иллюстрации к "Старику Хоттабычу" - уже не то... Неужели "дух времени" - не поэтическая формула? Похоже, он более, чем реален!

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-23

Рассказывать об авторе иллюстраций к сотне книг (и это помимо отдельно изданных альбомов карикатур!) можно бесконечно.

Но давайте просто посмотрим на эти обложки. Помним? Конечно! Иной раз и содержание забудешь, а картинки - буквально, впечатываются:

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-24

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-25
Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-26
Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-28
Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-29

И это - лишь малая часть...

А как у сатирика - юмориста обстояли дела с самоиронией?

О, она была на высоте! Это - автопортрет:

Генрих Вальк - художник, визитной карточкой которого стал "Незнайка на Луне". Хотя "отец" он, может, и не второй: учитывая количество авторов и художников, Незнайка "семибатюшный"!-30