Найти тему

РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭТАП РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье авторы рассматриваю специфику физической культуры и ее значение в жизнедеятельности человека. Дана характеристика рекреативно-оздоровительной деятельности и определена ее роль в развитии сферы физической культуры. Приведены примеры инновационных технологий, применяемых в рекреативно-оздоровительной деятельности.

Ключевые слова: инновационные технологии, физическая культура, рекреативно-оздоровительная деятельность, современный подход, развитие индустрии.

В настоящее время, прогресс развития современного общества требует применения современных подходов и внедрения инноваций в преобладающее количество сфер жизнедеятельности человека, их постоянного развития. Со временем, инновации прочно закрепляются в большинстве сферах нашей профессиональной и бытовой деятельности, и сфера физической культуры не является исключением.

Этапы развития инновационных процессов, появление тех или иных технологий в сфере физической культуры тесно связаны с ее историческими вехами, рассмотриваемые учеными Б.А. Ашмариным, Л.К. Завьяловым [1]. Опираясь на теоретические основы трудов вышеупомянутых ученых, можно отметить, что развитие двигательных способностей, физического совершенствования, образования в области физической культуры вза­имосвязаны с процессами оздоровления и поисками путей продления жизни человека. На каждом описанном авторами этапе развития физической культуры можно выделить появление различных инноваций, в частности, связанных с оздоровлением человека, совершенствованием его физического развития и физической подготовленности и здесь важную роль приобретают занятия, относящиеся к рекреативно-оздоровительной деятельности [1].

Говоря о рекреативно-оздоровительной деятельности, специалисты в области физической культуры употребляют такие термины и понятия как массовая оздоровительная физическая культура, массовый спорт и активный отдых, физическая рекреация [3]. Следовательно, рекреативно-оздоровительная деятельность — это собирательное понятие и отражает восстановление психофизических сил организма без применения лечебных средств. Данную деятельность рекомендуется осуществлять в комплексе с естественными факторами природы, физическими факторами, психотерапией, а также с учетом лечебного и двигательного режимов, пола, возраста и функциональных возможностей организма [7].

Рекреативно-оздоровительная деятельность также включает в себя реализацию мероприятий, направленных на достижение и поддержание физического благополучия организма человека и снижение риска развития в нем заболеваний средствами физической культуры [2,5]. Активное развитие рекреативно-оздоровительной деятельности — это определенный процесс, и ход любого процесса требует двух полюсов энергии: активного – импульса, идущего извне, и пассивного – воспринимающего этот импульс, реагирующего на него и создающего, дающего что – то новое извне (по принципу «стимул-реакция»). Важными импульсами для развития рекреативно-оздоровительной деятельности стало то, что изменился социокультурный спрос-потребность современного общества для выглядящих эстетично и здоровых людей, изменение ценностных ориентаций членов общества и появление в ответ на это инноваций в различных видах физической культуры [4].

Среди основных аспектов рекреативно-оздоровительной деятельности можно выделить следующие [4]:
- удовлетворение физиологических потребностей в двигательной активности;
- потребность в развлечении, получении удовольствия от физической активности;
- чередование видов деятельности;
- оздоровление организма посредством двигательной активности;
- удовлетворение коммуникативных потребностей.

Также рассмотрим классификацию рекреативно-оздоровительной деятельности по степени социальной значимости:

- «пассивная рекреация» - расслабление, отдых, снятие эмоционального напряжения;
- «активная рекреация» - физическая и интеллектуальная активность, эмоционально-психологическая разрядка;
- «познавательная и духовная рекреация» - способствует овладению культурными и духовными ценностями, удовлетворению коммуникативных потребностей;
- «творческая рекреация» реализация творческого потенциала, развитие способностей к созиданию [4].

Учеными выделено пять основных подходов к разработке рекреативно-оздоровительных технологий: эклектический, синергетический, традиционно-ориентированный, синтетический и диверсификации. Инновации в этой области не следует понимать лишь как некое «современное» оборудование, тренажеры, в данном контексте все чаще рассматривается именно методика в обучении, новые виды и формы занятий, технология занятий [3].

Среди из основных инновационных физкультурно-оздоровительных технологий можно выделить следующие: занятия рекреативно-оздоровительной деятельностью посредством использования VR-технологий (технологий виртуальной реальности), тренировки с использованием «носимых технологий» (фитнес-трекеры, умные часы, датчики сердечного ритма, GPS-навигаторы, smart-очки), упражнения с весом собственного тела, высокоинтенсивные интервальные тренировки, тренировки на свежем воздухе, Exercise is Medicine, тренировки со свободными весами, Health/wellness coaching, функциональный тренинг, йога, групповые тренировки, online-тренировки и тренировки с использованием мобильных приложений.

В заключение следует отметить, что многообразие видов рекреативно-оздоровительных технологий пронизывает и обновляет содержание всех видов физической культуры и в то же время интегрирует все наиболее эффективные из них для здоровья человека.

Кошелева А.В, д.к. заведующий кафедрой Рекламы, связей с общественностью и социально-гуманитарных проблем РГУФКСМиТ
Смирнова Е.Ю., аспирант кафедры Рекламы, связей с общественностью и социально-гуманитарных проблем РГУФКСМиТ, главный специалист Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО ФЦДО, член-корреспондент МОО «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова»


Литература

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студент а: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М. : Гардарики, 2007. – 218 с.

3. Виноградов, Г.П. Теория и методика рекреационных занятий физическими упражнениями: монография / Г.П. Виноградов. – СПб. : СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. – 163 с.

4. Выдрин, В.М. Физическая рекреация – вид физической культуры / В.М. Выдрин, А.Д. Джумаев // Теория и практика физизической культуры. – 1989. – № 3. – С. 2- 4.

5. Кошелева, А.В., Смирнова, Е.Ю., Целевая аудитория рекламного обращения в рекреативно-оздоровительной деятельности. С. 276-279 //Спорт – дорога к миру между народами: материалы V Международной научно-практической конференции 15-18 октября 2019 г. – М.: РГУФКСМиТ, 2019. – 284 с.

6. Лесгафт, П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт. - СПб.: Просвещение, 1991. - 256 с.

7. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта/Л.И. Лубышева. - М.: Академия, 2001. - 240 с.