Приморский суд признал незаконным возбуждение уголовного дела в отношении Вадима Русяева, одного из учредителей СНТ «Северная Жемчужина».
Уголовное дело было возбуждено по статьям 201 УК РФ – «злоупотребление полномочиями» и 167 – «уничтожение чужого имущества». В «Северной Жемчужине» год назад снесли дом одного из садоводов, Александра Тараканова; по мнению следствия, к этому имели непосредственное отношение председатель правления Андрей Кудрин и член правления Вадим Русяев.
В ходе расследования это дело было объединено с другим, возбужденным ранее, в октябре 2019-го, по признакам мошенничества (статья 159 часть 4). По данным проверки, в 2013 году правление садоводства перераспределило в пользу нескольких лиц более 130 участков «за большие заслуги перед садоводством». 42 надела отошли непосредственно Кудрину, 61 участок – Русяеву. Заодно бенефициаров освободили от членских взносов. По данным следствия, СНТ был нанесен ущерб на сумму более 400 млн рублей.
По мнению Приморского суда суда (постановление подписал судья Юрий Комаров), Вадим Русяев не является должностным лицом, поэтому распоряжения о сносе отдавать не мог. (По показаниям садоводов, г-н Русяев непосредственно руководил процессом, когда техника крушила дом Александра Тараканова).
Кроме того, суд отметил, что в деле о мошенничестве нет потерпевших – потому что нет заявления от самого СНТ. (То есть от тех людей, которые перераспределяли участки). И отсутствует обоснование суммы ущерба. Наоборот: есть ходатайства от руководителя «Северной Жемчужина» Светланы Ивановой с просьбой прекратить уголовное преследование Курина и Русяева...
Здесь необходимы пояснения.
Садоводство «Северная Жемчужина» было создано на «оборонных» землях (150 га между Сертолово и Белоостровом); в 2010-м организаторы заключили договор с Росимуществом. Территория поделена на 1014 участков, наделы до сих пор имеют статус «промки»; приватизация возможна только по соглашению с Росимуществом; регистрация построенных домов – через суд. Большинство садоводов долгое время имели непонятный статус «кандидатов в члены» (без права участвовать в управлении).
Коммерческая схема: арендованные участки выкупаются примерно за 30 000 рублей за 10 соток, рыночная стоимость – около 2 млн рублей. Снос дома Александра Тараканова стал триггером и вывел недовольство садоводов в публичную плоскость.
В январе 2021-го члены СНТ провели заочное собрание и выбрали нового председателя – Николая Халецкого. «Старое» правление результаты не признало, заблокировало внесение изменений в ЕГРЮЛ и провело свое собрание, выбрав председателем Светлану Иванову.
Эти результаты тоже оспариваются, недовольные подали в суд, говорят о подделке протоколов и подписей. В августе Халецкого избрали еще раз – это решение также оспаривается. В ЕГРЮЛ, по данным сервиса Rusprofile.ru, председателем по-прежнему значится Кудрин. Андрей Кудрин был определен под домашний арест, однако в гражданских судах по-прежнему представляется председателем «Северной Жемчужины». (Подробнее см. здесь).
В материалах следствия и в заявлениях садоводов – подробные обоснования ущерба: «темные» контракты с непонятными фирмами, многомиллионные неподтвержденные расходы; развитие СНТ за счет всех остальных, кроме «избранных»... Кстати: в 2013 году, когда принималось решение об участках, г-н Русяев был членом правления. А до этого – председателем.
Проще говоря: пока у руля в «Северной Жемчужине» прежнее правление (или его сторонники) – ущерб они не признАют и расследование будут тормозить. Как только «несогласным» удастся легитимизировать статус нового председателя – уголовное расследование получит новый импульс. (Что-то это напоминает, не так ли?)
Но даже в таком сложном контексте год спустя признать постановление Следственного комитета незаконным – довольно экзотический ход. «Такое случается крайне редко, - говорит юрист Дмитрий Некрестьянов, управляющий партнер АБ «Качкин и Партнеры». – В абсолютном большинстве случаев суд говорит, что вопросы обоснованности возбуждения дела будем проверять, когда дело дойдет до суда».
Вишенка на торте: представителей Следственного комитет в Приморский суд на слушания дела не пригласили.
По данным «Пригорода», постановление будет обжаловано.