Найти в Дзене
Volkswagen Driver

Volkswagen Passat. История поколений. Части III и IV

Оглавление

Этой статьей продолжается серия материалов по каждому из восьми поколений легковых автомобилей Volkswagen Passat. Ранее была опубликована история Passat B1 и Passat B2.

Volkswagen Passat B3 (тип 312/35i) (1988 – 1993)

Только в третьем поколении, спустя 15 лет, Passat наконец стал самостоятельной моделью, прервав родственную связь с Audi 80. Автомобиль, хотя и был обозначен как B3 в номенклатуре поколений «Пассата», но был создан на платформе A. Она использовалась в менее габаритной модели Volkswagen Golf 2, но для «Пассата» была растянута во всех направлениях. Машина, представленная в 1988 году, имела поперечное расположение двигателя – впервые в семействе «Пассатов». Такое решение должно было увеличить пространство в салоне. Но оно же ограничивало параметры силовой установки: поначалу число цилиндров двигателя у нового «Пассата» не могло быть больше четырех.

Основные дизайнерские решения имели свой первоисточник – прототип компактного автомобиля Auto 2000, который был представлен на автосалоне во Франкфурте еще в 1981 году. Ключевой особенностью этого концепт-кара был очень низкий коэффициент аэродинамического сопротивления (всего 0,25). При этом и Auto 2000, и последовавший за ним Passat B3 были разработаны под руководством шеф-дизайнера марки Герберта Шефера.

Ключевая особенность дизайна серийной модели B3 – отсутствие решетки радиатора охлаждения (вместо нее использовался нижний воздухозаборник). Она сделала облик передней части нового «Пассата» похожим на старые автомобили марки с задним расположением двигателя (такие как Type 4 VW411). С другой стороны, такой шаг стал отражением современных тенденцией в стилистике автомобилей и стремлением разработчиков к аэродинамическому совершенству своей машины. Так, роль воздухозаборника для воздушного фильтра двигателя играла «продуваемая» эмблема-логотип VW. Passat B3 стал первым автомобилем «Фольксвагена» с ветровым и задним стеклами, установленными заподлицо. И в целом аэродинамические характеристики машины сделали большой шаг вперед. Коэффициент лобового сопротивления серийного автомобиля составил превосходные 0,28. Помимо общей концепции машины, ее обводов и системы специально спрофилированных щитков под днищем на аэродинамику работали и такие «мелочи», как боковые зеркала, установленные на двух тонких опорах (вместо одной толстой «ножки»).

Вместо былого разнообразия кузов теперь предлагался только в двух вариантах: четырехдверный седан (в данном случае это тип 312) и пятидверный универсал (тип 315). Общим для обоих типов кузова стало производственное наименование тип 35i, но в структуру VIN-номера вошла маркировка модели 31. В сущности, третье поколение «Пассата» сформировало тот «джентельменский набор» версий исполнения кузова (седан и универсал), который воспроизводился во всех дальнейших генерациях модели. Кстати, сам кузов B3, в отличие от предшествовавших поколений, стал частично оцинкованным.

Passat третьего поколения стал первой моделью «Фольксвагена», на которой устанавливалась электронная система управления кондиционированием воздуха Climatronic (правда, только опционально). А среди систем безопасности предлагалась, правда, тоже опционально, самая совершенная в то время антиблокировочная система тормозов (АВS), которая дополнительно могла оборудоваться и системой электронной блокировки дифференциала (ЕDS).

В том же 1988 году стартовало серийное производство автомобиля на заводе в Эмдене, а с декабря 1991 года добавилась еще и сборка в Братиславе. Для европейского рынка машина поставлялась в трех основных комплектациях: CL (Classic), GL (Grand Lux) и GT (Grand Turismo – спортивный вариант, доработанный и в части двигательной установки, и внешнего обвеса).

«Пассаты» в разных комплектациях имели внешние отличия в соответствии со своим статусом. Бамперы CL были черными, у GL частично окрашенными в цвет кузова, у GT были черными с серебристой декоративной полосой и боковыми накладками. Рассеиватели поворотников спереди у CL были желтыми, а у GL и GT белыми. Конечно, по рангу полагались и колеса: CL сходили с конвейеров со стальными дисками серебристого цвета с колпаками ступиц, GL имели стальные диски с полноразмерными колпаками, а для GT были предусмотрены литые диски. Кроме того, машины GT оснащались галогеновыми противотуманными фарами линзовой технологии. Конечно, литые диски размером 14 и 15 дюймов, а также противотуманные фары могли устанавливаться и опционально. Также за доплату можно было получить автомобиль, покрашенный двухкомпонентными красками (металлик или перламутр), а также оснастить его двойными фарами производства фирмы Hella.

Мощность серийных бензиновых двигателей изначально варьировалась от 72 л.с. до 160 л.с., а дизельных – от 68 л.с. до 80 л.с.

С октября 1989 года на «Пассаты» начали устанавливать новый 2-литровый бензиновый мотор 2E мощностью 115 л.с., который мог оснащаться как передним, так и опциональным полным приводом. Версия машины с колесной формулой 4х4 получила коммерческое наименование Syncro и до конца производства данной модели мотор 2E оставался единственным вариантом для полноприводного «Пассата».

С апреля 1991 года на машину также стали устанавливать самый энергичный двигатель третьего поколения «Пассатов» – бензиновый мотор VR6 (модель AAA) объемом 2,8 литра и мощностью 174 л.с. Конструкция этого 6-цилиндрового мотора позволила ему вписаться в «четырехцилиндровый» объем автомобиля и стать старшим в моторной линейке. С ним Passat мог разогнаться почти до 220 км/ч, разменяв первую сотню за 8,2-8,3 сек.

По мере движения модели по жизненному циклу помимо производства автомобилей в основных комплектациях через несколько лет после запуска в серию начался выпуск ограниченными сериями машин в специальных версиях: Arriva, Comfort Edition, Edition One, Trend и другие. Все они были призваны поддержать спрос.

Передняя панель Passat B3 с кондиционером
Передняя панель Passat B3 с кондиционером
Передняя панель Passat B3 GT с климат-контролем
Передняя панель Passat B3 GT с климат-контролем

В мае 1991 года начался выпуск спецверсии Taxi. Она предусматривала окраску кузова в стандартный цвет слоновой кости Hellelfenbein (код RAL 1015), все необходимое для функционирования плафона TAXI на крыше (в том числе включение его подсветки из салона) и электронного таксометра, а также оснащалась многими другими аксессуарами, полезными для машины извозчика (например, запираемый перчаточный ящик с подсветкой, опломбированный спидометр, резиновые коврики). Салон был отделан искусственной кожей и текстилем, а задние спинки передних сидений имели защитное покрытие. Несмотря на свою профессиональную направленность, комплектация Taxi предлагалась не только таксистам и таксопаркам, но и всем желающим. В этом случае все оснащение сохранялось (за исключением адаптации для плафона на крыше), а вот цвет мог быть выбран из стандартной гаммы модели.

Специальная версия Passat B3 Taxi, 1991 год
Специальная версия Passat B3 Taxi, 1991 год

Январь 1992 ознаменовался выходом в свет спецверсии GT Edition One – та же комплектация GT, но с некоторыми «статусными» особенностями. Ее двигателями были 2-литровые агрегаты мощностью 115 л.с. или 136 л.с. (на выбор). В салоне устанавливались спортивные кресла «Avantage» синего цвета с вышитым текстом «Edition», многофункциональный дисплей и тахометр. Руль, рукоятки КПП и ручного тормоза были обшиты кожей. Внешние особенности: легкосплавные диски BBS размерностью 6,5Jx15 с шинами 195/55 R15, выполненные по трёхэллипсоидной технологии линзованные противотуманные фары, окрашенные в цвет кузова нижние части бамперов, узкие боковые молдинги, спойлер на крышке багажника седана, частично тонированные задние фонари, значок «Wolfsburg Edition» на передних крыльях и наклейка «GT Edition One» на капоте. Стильность и статусность оснащения этой комплектации сочетались с очень ограниченным выбором вариантов окраски кузова – автомобили серии Edition One могли быть исполнены только в трех цветах: металлики серый Zinngrau (код LA7Y) и черный Brillantschwarz (код LA9V), а также перламутровый темно-вишневый Dаrk Burgundy (код LC3U).

Специальная версия Passat B3 GT Edition One, 1992 год
Специальная версия Passat B3 GT Edition One, 1992 год

С 1992 года Passat B3 мог оснащаться двумя передними подушками безопасности (Volkswagen одним из первых начал устанавливать на автомобили среднего и малого класса эти новые средства защиты, получившие наименование «Eurobag»). Однако новый уровень безопасности на первом этапе был только опциональным: в состав штатного оборудования «евробэги» не входили.

Тогда же, с 1992 года, фары Hella, выполненные по линзовой технологии, можно было заказывать в черном или белом обрамлении.

В августе 1992 года была подготовлена следующая временная комплектация «Пассата» B3. Несмотря на «эксклюзивность» в названии – Special – она представляла собой лишь немного более оснащенный вариант CL. Центральный замок, стальные диски колес с широкими колпаками, «белые» поворотники спереди, зеркала с электроприводом и подогревом, наклейка «Special» на заднем крыле. Кроме того, не надо было доплачивать за рейлинги на крыше универсала и за люк в крыше седана. И всё. Зато на выбор все 13 вариантов цветов окраски кузова!

В октябре 1992 года в продажу поступила специальная версия Arriva, которая тоже базировалась на комплектации CL, но была заметно богаче, чем Special. Среди особенностей варианта Arriva: отделка салона черной замшей с разноцветными штрихами, отделка кожей руля, коробки переключения передач, ручного тормоза, а также тахометр, центральный замок, легкосплавные диски «Zandvoort» размером 6Jx14, спойлер на крышке багажника (только у седана с двигателем объемом 2,0 литра мощностью 115 л.с.), белые рассеиватели поворотников (как у GL и GT), частично тонированные задние фонари, значки-логотипы «Arriva» на задних крыльях (и у седана, и у универсала).Только для этой модификации помимо пяти стандартных цветов кузова был доступен специальный синий оттенок Arrivablau (код LN5Z).

Специальная версия Passat B3 Arriva, 1992 год
Специальная версия Passat B3 Arriva, 1992 год

Тогда же, в октябре 1992 года, была запущена в производство еще одна специальная комплектация – TX. Она, также как Special и Arriva, основывалась на «долгосрочной» начальной комплектации CL, но в отличие от них предназначалась преимущественно для покупателей во Франции. Внутри версию TX отличала велюровая обивка сидений с особым рисунком, приборная панель с тахометром и часами, водительское сиденье с регулировкой по высоте, раздельная спинка заднего дивана с подлокотником. Машина оснащалась гидроусилителем руля и центральным замком. Подушки безопасности были опциональными. Внешние отличия: колесные колпаки «Silverstone», хромированная отделка бамперов, узкие боковые молдинги, белые рассеиватели поворотников, частично тонированные задние фонари, у седана со 115-сильным мотором спойлер над багажником и, конечно, у всех вариантов кузова хромированный логотип «Passat TX», расположенный на крышке багажника. «Пассаты» в таком исполнении выпускались до июля 1993 года.

В марте 1993 года на свет появилась еще одна спецверсия – Trend. Она тоже опиралась на «базовую» комплектацию CL. Trend отличали отделка сидений из жаккардовой ткани «Chianti» с диагонально-штриховым рисунком, в целом темное исполнение салона, усилитель руля, атермальные стёкла, боковые зеркала с электроприводом и подогревом, частично тонированные задние фонари, а также опционально подушки безопасности и система ABS. Помимо пяти стандартных цветов Trend мог быть окрашен в перламутровый темно-бордовый Rosso Pearl (код LC3N или RAL 9940). Шильдики «Trend» располагались на задних крыльях.

Серийное производство автомобиля третьего поколения завершилось в октябре 1993 года. Всего с конвейеров сошли примерно 1,926 млн «Пассатов» с индексом B3 (в том числе 1,717 млн в Германии и 0,209 млн в Словакии).

Отличная аэродинамика «Пассата» третьего поколения имела свою оборотную сторону: нижняя губа переднего воздухозаборника располагалась довольно близко к дороге и часто повреждалась о бордюры и другие препятствия. В результате в наши дни нередко можно встретить возрастные экземпляры B3 с передним бампером от… следующего B4! – благо, что по своей высоте он был значительно меньше, чем у B3, а взаимозаменяемость была вполне достаточной.

Седан Passat B3 образца 1992 года с передним бампером от B4
Седан Passat B3 образца 1992 года с передним бампером от B4

Volkswagen Passat B4 (тип 3A2/35i) (1993 – 1997)

Новая машина была представлена осенью 1993 года. Несмотря на очередное обозначение – B4, – четвёртое поколение «Пассата» стало по сути результатом глубокого рестайлинга предшественника. Силовой каркас кузова, крыша, остекление остались прежними. Поэтому основное производственное обозначение модели – тип 35i – сохранилось и для новой машины.

Однако наружные кузовные панели, элементы обвеса, оптика стали иными, интерьер машины также подвергся модернизации. А значит и изменилась маркировка: седан получил обозначение 3A2, а универсал 3A5. Соответственно, в структуру VIN-номера включался индекс 3A.

Внешний дизайн нового «Пассата» был выполнен в более традиционном ключе, чем у версии B3, облик которой, в свое время, из-за отсутствия радиаторной решетки был воспринят многими покупателями как слишком необычный. В итоге, вместо одинарной круглой «ноздри» в передней эмблеме VW «четвертый» Passat получил и настоящую решетку радиатора, и двойные фары, которые вместе сформировали так называемое «счастливое лицо». Передние поворотники были интегрированы в бамперы. Была переработанная и задняя часть автомобиля: она приобрела новый визуальный облик за счет увеличенных в размере задних фонарей.

Оборотной стороной возвращения к более привычному виду передней части машины стало снижение аэродинамического качества новой модели (не только B4, но и все последующие «Пассаты» уровня B3 не достигали).

Как и положено новому поколению, у B4 был доработан интерьер (как в части органов управления, так и сидений), была улучшена и отделка кузова.

Боковые двери были усилены для лучшей защиты от бокового удара. Кроме того, подушки безопасности водителя и переднего пассажира, а также преднатяжители ремней и антиблокировочная система (ABS) теперь стали стандартным оборудованием (в поколении B3 они были только опциональными).

Основные варианты комплектаций были сохранены, но, конечно, с некоторыми изменениями в них. Машина оснащалась бензиновыми моторами мощностью от 75 л.с. до 174 л.с. и дизельными двигателями мощностью от 75 л.с. до 110 л.с.

Полноприводная версия Syncro приводилась в движение тем же 2-литровым 115-сильным двигателем 2E, что и в предыдущем поколении «Пассата» (а в последующем доработанными вариантами того же 2E – моторами моделей ADY и AGG). В октябре 1994 года к ним добавилась еще одна, самая старшая комплектация – полноприводный Passat VR6 Syncro Exclusiv. Она предлагалась только в кузове универсал (Variant), мощность ее двигателя модели ABV (объем 2,9 литра) была увеличена до 184 л.с. В то время это был самый дорогой автомобиль марки.

Четвертое поколение производилось с октября 1993 года по май 1997 года на заводах «Фольксвагена» в Эмдене и Братиславе. Всего было выпущено около 1,164 млн экземпляров модели B4 (в том числе в Германии 994 тыс. и в Словакии 171 тыс.).

Продолжение (Passat B5) следует.

(Впервые опубликовано на vwtaos.ru. Данная публикация на канале Volkswagen Driver радикально переработана и дополнена.)