Найти тему
Обрсоюз

Школьное образование во Франции: ранняя профориентация и особенности

Школьное образование во Франции имеет свои традиции и при этом постоянно совершенствуется. Оно неслучайно ценится в других странах, а названия лучших учебных заведений у многих на слуху. В чем же его особенности? Обо всем по порядку.

В  основе французского школьного образования лежат три обязательных принципа:

  • Первый – равенство граждан. Школьная программа здесь для всех одинаковая, независимо от пола, национальности, вероисповедания и политических взглядов.  При этом возможно только совместное обучение: и мальчики, и девочки учатся вместе.
  • Второй принцип – образование строго обязательно. Это означает, что независимо от материального положения и убеждений родителей все дети от 6 до 16 лет получают образование, так как обеспечить его своим чадам – ­­это прямая обязанность родителей.
  • Третий принцип – образование во Франции исключительно светское, то есть в школах запрещено преподавать религию. А если родители все же хотят дать своему ребенку религиозные познания, то они вправе в свободное время определить детей в воскресные школы при храмах, синагогах и т.д.

Эти принципы гарантируют отсутствие любой дискриминации в школах: все ученики имеют одинаковые права и возможности для получения образования.

Необычно для нас то, что ученики первого класса во Франции – это… 16–летние подростки. Дело в том, что классы здесь нумеруют, начиная с последнего, поэтому первый класс заканчивают выпускники.

Теперь о продолжительности образования во Франции. Полностью оно длится  13 лет и разделяется на несколько уровней. Например, то, что у нас считается дошкольным, во Франции претендует на школьное. Дети 4–6 лет тоже обучаются, хотя эти начальные классы не считаются обязательными для всех. Однако они очень важны для того, чтобы обучение в обязательной школе было успешным. Поэтому большинство родителей считаются с этим немаловажным этапом.

Французское начальное школьное образование состоит из 5 классов и имеет единую для всех программу, которая не разделяет ребят по уровню знаний и не содержит никакого уклона на специализацию. На этой ступени выделяется 3 этапа:

  • Подготовительный класс – 6 до 7 лет;
  • 2 начальных класса  – 7–9 лет;
  • 2 средних класса – 9–11 лет.

Можно сказать, что в начальной школе ребята в возрасте от 6 до 11 лет получают базовые знания по основным предметам, изучают французский язык, а также могут самостоятельно выбрать для освоения иностранный язык.

Средняя школа во Франции имеет 2 ступени: коллеж (college) и лицей (lycée).  Обучение в коллеже является обязательным, оно длится 4 года. Цель первого года обучения – закрепить и систематизировать  знания, полученные в начальной школе. Этот период помогает подготовить ребят к самостоятельному обучению. В последующие годы ученики получают углубленные знания основных предметов, осваивают физику и химию. Еще во французских школах распространены факультативы, где изучают, например, латынь, древнегреческий или второй иностранный язык по выбору.

Заканчивая обучение в коллеже, ребята проходят цикл профессиональной ориентации, где им предстоит выбрать одно из трёх направлений: общее образование, техническое или профессиональное. На этой ступени обязательное среднее образование завершается. Выпускники получают аттестаты и, сдав экзамены, могут перейти в лицей или поступить в учебные заведения, где получают рабочие профессии.

Тем ребятам, которые выберут  лицей, предстоит учиться по определенному направлению, чтобы получить аттестат. Единых для всей страны документов об образовании во Франции не существует. Приведем три вида аттестатов:

  • Литературной ориентации.
  • Ориентации на естественные науки.
  • Экономической ориентации.

То есть французские школьники вынуждены задумываться о будущей профессии еще в 14 лет, поскольку дальнейшее образование возможно только в том или ином направлении. К примеру, во Франции практически невозможно представить нередкую для нас ситуацию, когда ученик выпускного класса точно не знает, куда он будет поступать после сдачи экзаменов. Такая ранняя профориентация формирует у ребят осознанное отношение к будущей профессиональной деятельности.

Итак, школьное образование французов имеет довольно сложную структуру, но оно полностью раскрывает индивидуальность и наклонности каждого ребенка и готовит его к взрослой жизни.

Напоследок расскажем об укладе французской школы. В отличие от нас, французские школьники отдыхают летом два месяца: июль и август. А вот выходными в здешних школах по традиции являются среда и воскресенье.

В начальной школе обучение проходит в два дневных блока по три часа с 9 до 12 и с 14 до 17 часов, в сумме это 24 часа в неделю. В средней школе количество уроков увеличено на три часа в неделю, а начинаются уроки с 8 утра. То есть ученики проводят в школе практически целый день.

Продолжительность учебных занятий отличается от привычных нам 40 минут. Уроки во французских школах длятся по 50–55 минут, между ними есть перемены по 5–15  минут, предназначенные для подвижных игр.

Домашнего задания здесь официально нет, ребята выполняют все работы в учебное время. Однако во многих школах негласно практикуется домашнее задание в умеренном объеме.

Интересно отметить, что главным критерием успешной учебы во французской школе по традиции служат трудолюбие и прилежание. Это часто приводит к тому, что ради высоких баллов ученики просто заучивают материал, не вдумываясь в его содержание. Однако знания у многих французских школьников носят не поверхностный, а фундаментальный характер. Кроме того, здесь важно поведение ученика, оно может даже повлиять на отметку.

Скажем об оценках во Франции. Здесь имеет место 20–балльная система оценок. Учитель может отметить даже незначительные улучшения в знаниях и умениях, что дает ребятам дополнительную мотивацию. Она поддерживается и системой конкуренции: во французских школах используются рейтинги учеников. Так, родители школьника ежемесячно получают отчет, в котором указаны не только оценки ребенка, но и средний балл класса, а также позиция школьника по предмету в общем списке. От французского ученикам вполне можно услышать: «Я первый по математике» или «Я седьмой по химии».

Итак, французское образование нацеливает ребят на конкуренцию в равных условиях, что помогает в дальнейшей профессиональной деятельности. Школа не только дает юным французам фундаментальные знания, но и ориентирует на их практическое применение во взрослой жизни.