Найти в Дзене
Feyra.ru - факты о жизни

Проблемы современного образования

Оглавление

Сегодня я хотел бы поговорить с вами об образовании. О современном школьном образовании. Но сначала сделаю небольшое отступление, вы можете его пропустить, но вы лучше поймете корень всех проблем.

Для чего нужно образование? На первый взгляд вопрос очевиден. Но если задуматься, многие ли из вас выполняют ту работу, которую получили в ВУЗе? Какие школьные знания вам пригодились в жизни? Вы часто вспоминаете правило гипотенузы, реформы Петра I? Нас с детства учили, что учиться очень важно, что это необходимо. «Учение - свет, а неученье - тьма». Нам кажется, что образование это нечто незыблемое, необходимое, без чего общество не сможет существовать. И если сейчас, кто нибудь предложит отменить всеобщее образование - его поднимут насмех и обложат самыми нелестными словами. Хотя 98% истории человечества, большая его часть была необразована. Конечно, были разные ученые, но они составляли жалкую долю от общей численности населения. Образование давали только аристократам, да и то не всегда. Крестьяне же редко умели читать, могли считать максимум до 100 и даже не знали обо всех видах изящных искусств. Общее образование возникло только с индустриализацией в конце 21 века. Когда началось массовое производство, появилась потребность в массовом образовании. Именно тогда и были заложены основы того образования, которые мы видим сейчас. Однако, ни что не вечно, и индустриальное общество начало отходить в прошлое, ещё в 80х годах прошлого столетия. А вместе с ним начало меняться и образование. я пишу, чтобы убедить вас, что образование не всегда было таким, как сейчас, оно менялось, оно должно измениться. Предупреждаю сразу всех любителей «советской системы образования», можете дальше не читать. В 1970 году Lada была отличным автомобилем, но в 2021 году не выдержит критики. То же и с образованием. То, что работало 50 лет назад, не будет работать сейчас в других условиях и с другими людьми.

Почему все так?

Перегрузка школьной программы

Первое, с чем сталкиваются ученики и их родители - это перегрузка школьной программы. В начальных классах это ещё не заметно, но как только ребёнок переходит в среднюю школу на его голову сбрасывают миллион новых предметов. Среди которых есть откровенно бесполезные - ОБЖ, ИЗО, второй иностранный и ещё какая нибудь астрономия. Почти всегда, подобные предметы "для вида", на этих уроках школьники не получают практически никаких полезных знаний или умений. В лучшем случае они бездельничают 45 минут, или делают дз по другим предметам. Но иногда их заставляют делать доклады, сдавать работы, решать тупые тесты, забивая и без того загруженный график ученика. При этом, по закону, общее время занятий нельзя сильно увеличивать, поэтому эти предметы впихивают в расписание за счёт урезания основных - языка, математики, истории и т. д. Так может хватит притворяться, что эти предметы тоже нужны и важны? Может просто уберём их, и добавим время на реально важные науки?

Электронный дневник

Электронный дневник или журнал. Сегодня эти два термина сошлись, так что это не имеет значения. К самой реализации вопросов у меня нет, здесь все удобно реализовано и продуманно, мне не нравится сама философия этой идеи. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? Какая будет там оценка? Но оценка в дневнике ничего не значит, самое главное в журнале. Учителю не нужен дневник, он нужен ученику. Дневник позволяет ученику быть более организованным и независимым. Он заполняется только самим учеником. Не заполнил расписание - вспоминай какой завтра первый урок, не успел записать дз - узнавай у одноклассников, списывай на перемене. Получил двойку - аккуратно вырывай страницу, или затирай, исправляй, расписывайся за родителей. Да это тоже школа, школа жизни. Только ты ответственен за свою жизнь, и никто больше. Бумажный дневник давал это ясно понять. С приходом электронного формата, все упростилось. Зашел на сайт - вот тебе расписание и домашки. Лишний повод не включать голову. А зачем? И так за тебя все напишут. И родителям хорошо. Можно в любое время зайти и увидеть все оценки своего чада. Проконтролировать сделал ли он домашку, и вариант «нам ничего не задали» уже не прокатит. Всем хорошо. Вот только дети растут неорганизованными. Как они будут жить во взрослой жизни, когда никто не будет говорить им что делать и контролировать на каждом шагу?

Новые технологии - старые люди.

В продолжение темы новых технологий. Я думаю в большинстве школ, обычные доски уже заменены на электронные. Интерактивные доски это великолепный инструмент, который может значительно облегчить восприятие материала учениками. Но в реальности это не работает. Почему? Потому что любым инструментом нужно уметь пользоваться. А большинство учителей старые и не используют даже 1/10 от всего функционала интерактивных досок. Преподаватели математики и физики не пользуются готовыми формами геометрических фигур, а продолжают все чертить от руки, по старинке, ведь для них это удобнее. Другие, вместо подготовки красочных и наглядных презентация, тупо берут и копируют тексты своих лекций из ворда на слайды - и вуаля! Презентация готова. То что текста на презентации должно быть не больше 1/3 от слайда - им не рассказали. Максимум, на что способны большинство учителей это включить документальный фильм или передачу (и то порой от блогера, который сам не разбирается в теме). В итоге, вся разница с обычной доской заканчивая на том, что не надо больше доску мыть и за мелом бегать. Неправильно все сбрасывать на учителей. Само министерство дало инструмент, но не научило им пользоваться. А ведь такие доски имеют огромный потенциал. Государство само может создать сотни презентаций и разнообразных обучающих программ, которые бы распространялись по школам. Подумайте, какие крутые могли бы быть интерактивные презентации по математике, биологии. На уроках физики, можно показывать наглядные трёхмерные модели различных явлений. Исторические хроники и подробные карты на уроках истории. А так, государство просто кинуло учителям новую технологию со словами: "разбирайтесь с ней как хотите" . В итоге миллионы денег потрачены в пустую.

-2

Кадры решают всё.

Почему у преподавателей такие проблемы с новыми технологиями? Большинство школьных учителей это люди старшего и пожилого возраста. Молодых среди них крайне мало, профессия непрестижна. И это очень большая проблема в современном мире. Мы живём в эпоху харизматичных личностей. Недаром, одно из новомодных словечек - инфлюенсер - человек имеющих большое влияние на мнения людей. Именно инфлюенсером и должен быть хороший учитель. Но как этого добиться, когда вся твоя профессия крайне непрестижна и малооплачиваема, да еще и новое поколение говорит на совершенно "другом" для них языке. Просто, в один момент, какой нибудь Вовочка из 8Б спросит у учителя истории:

-Пётр Аркадьевич, а сколько вы зарабатываете?

-Я? Ну, эх, тысяч 40 в месяц примерно. -

40 тысяч в месяц? Рублей?

-Конечно рублей.

-Ха, да мой любимый стример 'Майнкрафтер228' зарабатывает по сто тысяч на одной рекламе! Вон недавно себе новую Ламбу купил с донатов.

И после такого, авторитет учителя будет навсегда утерян. Зачем Вовочке слушать учителя, если он "лох", который в жизни ничего не добился. Зачем учить историю, если можно "рыгать" в микрофон и получать за это вдвое больше учителя. О каком вообще образовании мы говорим, когда главная фигура в нем - опущена ниже плинтуса. И никакие инновационные методики и новые технологии вам не помогут.

Изменения ради изменений

Последний пункт относится не к школе, а к самому министерству образования. За последние 15 лет, было сделано столько необдуманных и непоследовательных реформ, что удивляешься, как эти люди вообще занимаются делами. Они то вводят второй иностранный, то убирают, придумывают новые предметы и переименовывают старые. ЕГЭ перетряхивают чуть ли не каждый год. Сначала хотим сделать 12 классов, потом убрать 11ый, школьная форма у кого то есть, у кого то нет, тоже самое и с шестидневкой, и с второй сменой. Вроде как сделали единые учебники, а учатся до сих пор по разным. Каждые несколько лет выходят новые нормативы и образовательные стандарты, которые, как мне кажется, уже никто и не читает. Если вы спросите у любого экономиста или политика - «мы вот тут уже 15 лет проводим реформы, оцените». Вам не читая текста ответят, что реформа провалилась, потому что нельзя проводить реформы такой длительный срок. Представьте, вы начали ремонтировать дом, но ремонт затянулся на 15 лет. И к концу ремонта, те части дома, что были отремонтированы в первую очередь уже снова нуждаются в ремонте. Да, ситуация абсурдная, но именно так все и происходит. Любой адекватный человек скажет вам, что у любого дела должны быть конкретные цели и сроки выполнения. По истечению которых мы и проводим анализ, оцениваем насколько успешно было реализовано то или иное дело. Какой смысл во всех этих изменениях, которые никогда не заканчиваются? В какой момент реформаторы скажут - всё, хватит, мы достигли своей цели, давайте посмотрим что получилось. Или их девиз «у реформы есть начало, у реформы нет конца»

-3

О предметах

Русский язык

11 лет детям забивают мозг изощренными правилами, какими-то звуко-буквенными анализами и сложными конструкциями, заставляют писать диктанты со словами типа грампластинка, златокованный. В этих диктантах ни один персонаж не одет во что-то адекватное. Все они одеты в чёботы, шаровары, бурку и скуфью. Конечно, зачем нам брать современные тексты, с современными словами, гораздо ведь важнее научить человека писать устаревшие и редко используемые слова, и пусть он потом будет писать джЫнсы и коВта, зато слово ферязь - он запомнит навсегда. Так что, на выходе мы имеем: каждый первый одновремЕнно бАлует и звОнит, каждый второй не умеет склонять числительные — то есть не умеет пользоваться падежами, путает род слов — "мое день рожденье." Зачем все это? Зачем 11 лет мучить детей спорными запятыми и двоеточиями, если на выходе люди не склоняют слов и путают ударения? Ещё в русском языке наблюдается ужасный перевес в сторону грамматики и письма, однако вообще не уделяют внимание устной речи. Теоретически, школьный отличник, может знать грамматику на 5+, но при этом не сможет связать двух слов, его попросту неинтересно слушать. Детей учат правильно подставлять буквы в словах, но не учат грамотно и красиво излагать свои мысли. А ведь донесение информации это самая главная функция языка. Тем более в современном мире, где общение между людьми важно, как никогда раньше. И вот приходит вчерашний школьник на собеседование, его спрашивают - расскажите о себе, а тот начинает «нуу, мэээ, это, ээээ, типо, ыыаа», а дайте ему листочек и он напишет о себе вполне достойное эссе. Вот только это - никому не надо.

-4

Литература

Полный провал. 90% всей программы - это русская литература 18-19 веков, часть - начала 20 века. Однако мировая литература - лучший способ познакомиться с культурой и историей других стран и народов. Но почему же тогда детей травят этим ядом XIX века? И дело в том, что современная литературная программа ничем особо не отличается от советской. А советская власть, боясь, что граждане нахватаются вражеских буржуйских взглядов, не придумала ничего лучшего чем создать культурный вакуум - убрав из программы все произведения, которые могли бы хоть чуточку пробудить в подростке какие то здравые мысли. Отсюда все эти Пушкины из класса в класс, Лермонтовы с их "детскими" героями, Достоевские с бесконечными самопознаниями, Чеховские маленькими человечки. Может, всё это и не так плохо. Однако, любое искусство - субъективно. Но вот зачем давать это детям и подросткам? Половина произведений из школьной программы будут им непонятны в силу возраста. Ну какие там переживания помещиков и судьбы дворянства, когда тебе 15 лет и у тебя кровь кипит. Конечно в программе есть и зарубежная литература и современная проза. Вот только все они сдвинуты в самый конец учебного года, на май месяц, когда уже толком никто не хочет учиться. Или вообще выведены в «список литературы на лето», которую никто толком и не читает, и даже не проверяет. В итоге школьные уроки литературы не просто бесполезны, но ещё и вредны. Ведь после 11 лет промывки мозгов Пушкинами-Достоевскими, большинство школьников уверены что вся литература именно такая. И после школы, больше никогда в своей жизни, книжку в руки - не возьмут.

-5

Заключение

Короче - все плохо. Школа сейчас настолько удалена от реальной жизни, что иногда вообще не понятно, зачем она нужна? Огромное количество устаревших приемов, бесполезных предметов, ненужных правил. Но при этом, есть огромные проблемы почти в каждом отдельно взятом предмете. Но при этом государство, вместо точечных реформ всё строит наполеоновские планы, как они одним взмахом сделают школу инновационной и эффективной. Только этот взмах затянулся на много лет, и вообще не понятно когда это закончится. В то же время, мы увидим результаты текущего образования, лишь через 5-10 лет. Когда люди из поколения Z закончат университеты и начнут устраиваться на работы, напрочь отставшими от современного мира.