Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон о защите прав юридических лиц) обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Необходимо иметь в виду, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (п. 5 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц).
Основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки является отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи (п.п. 2 п. 11 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц).
Изложенное свидетельствует, что заявление, направленное в орган государственного контроля (надзора) с использованием средств информационно-коммуникационных технологий при отсутствии обязательной авторизации автора в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА)
- не может служить основанием для проведения органом государственного контроля (надзора) внеплановой выездной проверки;
- является основанием для отказа органа прокуратуры в согласовании проведения внеплановой выездной проверки в случае обращения органа государственного контроля (надзора) за таким согласованием.
При этом, Закон о защите прав юридических лиц, как совокупность специальных норм, не содержит требований об обязательном соблюдении автором обращения такого условия, как наличие доверенности на представление интересов лица, по поводу прав и интересов которого он выступает. Отсутствие доверенности не указано в качестве обстоятельства, исключающего возможность использовать поступившее обращение в качестве основания для проведения внеплановой проверки органом государственного контроля (надзора) и в качестве основания для отказа в согласовании органом прокуратуры проведения такой проверки.
В таких условиях необходимо руководствоваться общими нормами, а именно, правилами, установленными Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).
Из п.п. 1,3 и 4 ст. 4 Федерального закона № 59-ФЗ следует, что
обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления, в то время, как
заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц, а
жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Иными словами, закон предоставляет автору обращения право обратиться в государственный орган не только в своих интересах, но и в интересах других лиц и не обусловливает реализацию этого права наличием соответствующей доверенности.
Из п.3. ст.7 Федерального закона № 59-ФЗ следует, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.
Других требований к обращению в форме электронного документа Федеральный закон № 59-ФЗ не содержит.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.05.2015 № 1163-О, по смыслу взаимосвязанных положений ч.3 ст.8, п.п.4 и 5 ч.1 ст.10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию.
Таким образом, отсутствие обязательной авторизации автора обращения или заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) при направлении заявления с использованием средств информационно-коммуникационных технологий исключает возможность проведения государственным органом контрольного (надзорного) мероприятия в форме внеплановой проверки.
В то же время, отсутствие у авторизованного в ЕСИА автора обращения доверенности на представление интересов лица, в защиту прав и интересов которого он выступает, не препятствует проведению государственным органом контрольного (надзорного) мероприятия в форме внеплановой проверки, при условии, что в обращении указаны фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и адрес электронной почты обратившегося лица.