Начиная с некоторого уровня, прибавка качества звучания дается большой ценой. Буквальный смысл этого известного всем аудиофилам постулата позволяет осознать разработчик АС Penaudio Сами Пенттила, создавая колонки в одинаковых корпусах, но с разными наборами комплектующих. Стоит ли овчинка выделки? Попытаемся разобраться.
За
Высочайшие достоверность и естественность звучания; «экологичный» дизайн
Против
Цена
Для кого
Для состоятельных аудиофилов и меломанов
Для чего
Для увлекательного и в высшей степени информативного прослушивания музыки многих жанров, кроме, разве что, самых требовательных к передаче НЧ-диапазона
С чем сочетается
С High-End-компонентами сопоставимого класса
С законами акустики все давно ясно: уравнение, описывающее излучение и распространение звуковых волн написано, его решения для многих идеальных случаев получены, и эти теоретические знания успешно находят применение в технических устройствах различного рода. Тем не менее, нельзя сказать, что к этой науке потерян всякий интерес. Дело в том, что для не идеальных, а реальных ситуаций даже не то, чтобы найти решение, но и корректно поставить задачу затруднительно. В интересующей нас сфере, разработке акустических систем, вообще долго обходились без всяких мудрствований, а действовали скорее по наитию, пока в начале 60-х годов прошлого века двое ученых, Н. Тиль и Р. Смолл, не предложили упрощенный, но практичный способ применять акустику как науку в производстве.
Еще один очень важный, двигающий вперед «колонкостроение» фактор – развитие материаловедения. Например, очень долго для изготовления диффузоров динамиков использовалась бумага, имеющая как свои достоинства, так и недостатки. Теперь же с ходу и не перечислишь, из чего только они не делаются. Примерно так же обстоят дела и с другими элементами излучателей и корпусов колонок. А цель и смысл всех этих поисков наилучших материалов и конструкций – приблизить систему к идеальному случаю, когда колебания звуковой катушки линейны, мембраны динамиков движутся строго в поршневом режиме, корпус не привносит никаких шумов и так далее.
Все самое лучшее
Создается впечатление, что разработчику АС Penaudio Сами Пенттиле самому интересно, чего можно добиться в плане качества звучания, если использовать все «самое-самое», невзирая на итоговую стоимость колонок. В ассортименте компании сегодня немало «парных» моделей в одинаковых корпусах с разными наборами комплектующих. Фактически вся линейка Supreme – это серия Signature с новыми динамиками SEAS, известного специализированного производителя, предлагающего немало эксклюзивных продуктов.
Полочники Cenya Supreme получили 146-миллиметровый СЧ/НЧ-динамик с диффузором из магния с нанесенным на его поверхность наноматериалом графеном. Магний благодаря малой удельной массе, высокой скорости распространения упругих волн в нем и отличным демпфирующим свойствам – прекрасный материал для мембран излучателей. Углерод с двумерной структурой – графен – будучи практически невесомым (в применяемых количествах), усиливает последнее из перечисленных качеств, делая полученный композит одним из самых лучших вариантов для динамических головок. Магнитная система оптимизирована путем расчетов на компьютере с использованием метода конечных элементов, в ней также для уменьшения искажений используются кольца Фарадея, а звуковая катушка выполнена из титана.
Из той же серии Excel компании SEAS был выбран тоже новый 29-миллиметровый твитер с куполом из бериллия – подобные можно встретить только у самых высококлассных АС. Сочетание предельно высокой жесткости и малого удельного веса делает его первейшим, но дорогостоящим кандидатом на роль мембраны для ВЧ-излучателей. Сполна реализовать его превосходные с точки зрения акустики свойства позволяет мощная неодимовая магнитная система с кольцами Фарадея, которые способствуют снижению нелинейных, в том числе, интермодуляционных искажений.
Акустическая схема Cenya Supreme – двухполосная фазоинверторная с портом, выходящим на заднюю панель. Частота раздела полос очень высокая – 4,5 кГц, так что СЧ/НЧ-динамик отрабатывает не только спектральную область основных тонов голосов и инструментов, но и по большей мере тот диапазон, на который приходятся их обертона нескольких порядков. Аккуратность их доставки слушателю обеспечивает кроссовер, в котором используются комплектующие, специально разработанные компанией Mundorf для АС High-End-класса: катушки индуктивности Hepta Strand, конденсаторы MCap Evo SilverGold.Oil и резисторы MResist Supreme. Именно они были выбраны разработчиком по результатам прослушиваний.
И наконец, то с чего стоило бы начать разговор о колонках Penaudio Cenya Supreme. Они продолжают линию успешных мониторных АС Cenya, выпускавшихся до 2019 года. Им наследовали Cenya Signature, наделенные металлической табличкой с подписью (signature) автора на задней панели, а теперь появилась версия с комплектующими наивысшего (supreme) класса. Их корпусы, как уже упоминалось, такие же, как у предшественников; они выполнены из фирменного “сендвича” Penaudio, отлично демпфирующего вибрации, к тому же выложенного изнутри битумом.
Естественность и проработка
Партнерами по аудиотракту, собранному нами для прослушивания Penaudio Cenya Supreme, выступили сопоставимые по классу и ценовому уровню компоненты: универсальный проигрыватель Mark Levinson №5101, а также предусилитель и усилитель мощности Yamaha C-5000/M-5000. Контент нами черпался из NAS-сервера локальной сети и с музыкального интернет-сервиса Deezer.
Высокая детальность, тщательная проработка мелодических линий, отличная фокусировка и правильная организация музыкальной сцены, тончайшая микродинамика и вариативная динамика – все это можно назвать основными чертами характеров всех АС Penaudio, по крайней мере, знакомых нам. У Cenya Supreme они доведены до превосходной степени. Поэтому если вы хотите слышать музыку такой, какой она была исполнена и записана, то эти небольшие полочники обеспечат вам эту возможность. Естественно, встает вопрос о НЧ-диапазоне, который в силу габаритов колонок не может быть глубоким и весомым. На деле басы у этих АС вполне информативны и подробны, а также способны продемонстрировать то, что было заложено в фонограмме именно в этом аспекте. Но лишь показать, а не энергично ударить по нервам, чего может не хватить любителям некоторых жанров для получения полного удовлетворения и драйва.
При проигрывании альбома Recomposed by Max Richter: Vivaldi – The Four Seasons просто поражают чистота, насыщенность и естественность голоса солирующей скрипки (к слову, изготовленной Дж. Гварнери). Ее образ отменно сфокусирован, она буквально живет и дышит, радуется, капризничает или страдает. Эти переживания в силу непревзойденной достоверности, складывающейся из дотошности в выявлении деталей и тонкой вариативности динамики, легко вызывают у слушателя ответные чувства. Остальные инструменты камерного оркестра имеют четко определенные места на просторной и объемной сцене, их голоса наполнены тембрами и узнаваемы, а такие сложные, как клавесин, звучат гармонично и слаженно. Басовый фундамент, благодаря которому сцена обретает реалистичность, явственно присутствует, особенно, если расположиться вблизи колонок. Знаменитое до шлягерности начало трека Summer 3 впечатляет бурной динамикой, эмоциональностью и ритмичностью. Где-то в его середине как бы ниоткуда возникает мистическая электронная линия, в которой на низкочастотную основу наложены разнообразные звуки и эффекты. Талантов этих полочников Penaudio хватает, чтобы передать ее «без купюр» – выпадений мельчайших элементов. Все ясно слышно, различимо, а главное плавно и музыкально.
Еще более масштабное произведение, Шестая симфония П. И. Чайковского в исполнении большого оркестра под управлением Т. Курентзиса тоже вполне по плечу этим колонкам. Ему хочется внимать, наблюдать за каждым звуком не отрываясь ни на миг. И в тишайшем начале, и на самых бурных крещендо легко следить за полной тоски и мрачных предчувствий мыслью композитора, а также за ее экспрессивной интерпретацией дирижером. Динамические акценты ставятся точно и выразительно, стремительная атака заставляет вздрагивать, а некоторые моменты, как, например, едва слышимая из глубины сцены, тем не менее, объемная и отчетливая дробь барабанов, восхищают чисто, так сказать, технически как свидетельства поразительных талантов АС.
Подачу вокала тоже, безусловно, следует записать в актив Cenya Supreme. Доступная на Deezer ария Лизы из оперы «Пиковая дама» с нового альбома нынешней юбилярши Анны Нетребко Amata Dalle Tenebre звучит выразительно, артикулировано, очень живо, позволяя насладиться всем богатством ее искусного бельканто.
И все же нельзя честно не отметить, что НЧ порой недостает. Джазовые вещи проигрываются отлично, но вот, например, в самом начале композиции Koto Song в исполнении квартета Дейва Брубека не хватило наполненности тягучего голоса контрабаса, также как и в песне The Globalist группы Muse весомой низкочастотной основы, хотя все остальные великолепные свойства своего характера АС проявили сполна. Но эффект не тот.
Подводим итоги
Весьма дорогие небольшие полочники Penaudio Cenya Supreme прекрасно подтверждают тот факт, что как невозможно сделать хороший салат из плохих ингредиентов, так и то, что качество комплектующих во многом определяет звучание колонок, конечно, если их разработчик талантлив. Мы прослушали также и более доступные Penaudio Cenya Signature, тоже замечательные колонки, наделенные фирменным характером. Возможно даже, что они кому-то больше пришлись бы по душе, но завораживающая естественность Cenya Supreme по-настоящему восхищают и заставляют забыть о времени, а также побуждают предлагать им одну композицию за другой, чтобы побольше насладиться их достоверным звучанием.