Удовольствие и мучение сопутствуют нам на протяжении всей нашей жизни и никто не может их избежать. Кто-то рассматривает их как зло, отвлекающее нас от "истины", а кто-то предлагает иной подход, основанный на принятии этих двух природных ощущений человека.
Одним из таких философов был Эпикур. Эпикуреизм во времена поздней Античности иногда очернялся и совершенно ошибочно представлялся как радикальный гедонизм. Да и в наше время всё ещё жив предрассудок, гласящий, что наслаждение идёт вразрез со счастливой и осознанной жизнью.
Но давайте посмотрим на учение Эпикура, чтобы лучше понять феномен удовольствия и страдания.
"Хлеб и вода доставляют величайшее удовольствие, когда человек подносит их к устам, чувствуя потребность."
В этом высказывании можно усмотреть суть эпикуреизма: стремление к удовольствию неизбежно, но удовольствие должно быть полным. Для этого ему необходимо быть своевременным, то есть проистекающим от потребности, а не от привычки.
Не правда ли приятен глоток холодной воды после затяжной летней прогулки? Не правда ли приятно отведать вкусной еды во время лесного привала? И не то ли мы действительно назовём удовольствием в совершенном смысле, что мы испытываем только после утоления нужды?
Эпикура хулили за возведения удовольствия на ступень выше: оно стало одним из ориентиров жизни последователей эпикуреизма. Это противоречило идеалу воздержания и бесстрастия, то есть апатии, который был присущ стоикам и другим школам.
"Никакое удовольствие не есть зло само по себе; но средства, производящие некоторые удовольствия, приносят беспокойства, во много раз превышающие удовольствия."
Наслаждаться свежим хлебом не есть зло. Зло есть наслаждаться вкусным и краденным хлебом, хищение которого породило страх быть пойманным и наказанным.
Эпикуреизм крайне прагматичен: удовольствие он рассматривает не только актуально (то есть в текущий момент), а ещё и потенциально (то есть его последствия и дальнейшее развитие). Этот подход в корне решает вопрос радикального гедонизма, который основан на наслаждении здесь и сейчас.
Наше удовольствие сейчас не должно породить ещё больше страданий в будущем: согласно Эпикуру, только такое удовольствие является истинным, которое при любом развитии не породит больше страдания, чем удовольствия, то есть ограниченное нуждой, а не излишествами.
Причина человеческих страданий не в стремлении к наслаждению, а в средствах, при этом используемых и порой порождающих лишь страдание: будь то чревоугодие, вызывающее болезни, или расточительство, провоцирующее бедность - всё это как разумное наслаждение не рассматривается.
"Мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии."
По Эпикуру, суть страдания есть отсутствие удовольствия. Но отсутствие определяется максимальным пределом: если нам не нужны излишества, то мы не будем страдать от их отсутствия; если нам не нужен большой красивый дом, мы не будем страдать от его отсутствия.
Философ неоднократно упоминает, что наслаждение - это отсутствие страданий. В рамках этого размышления он пользуется пространством для рассуждения и приходит к тому, что неестественно раздутая жажда наслаждения, выходящая за пределы естественных и примитивных желаний, порождает страдание.
Но есть такие вещи, в которых мы нуждаемся просто в силу того, что мы живые: пища, кров, здоровье. Эпикуреизм настаивает на том, что такими вещами мы как раз-таки и можем наслаждаться без всяких угрызений совести. Такие потребности Эпикур определяет как "естественные и необходимые".
Наслаждение ведёт к страданию?
Да, безусловно, ведь без одного не бывает и другого. Но и страдание ведёт к наслаждению. Вряд ли мы можем назвать голод приятным чувством, но вот его утоление приносит нам наслаждение.
Вся суть в том, чтобы наслаждаться необходимым, а не излишним, и работать над своими желаниями, выходящими за рамки "естественного, но не необходимого", которые являются не естественными и не необходимыми. Именно таких наслаждений призывает избегать Эпикур, ведь они ведут к страданию и распаляют костёр желаний.
А что вы думаете об эпикуреизме? Пишите в комментарии!
Подписывайтесь и ставьте пальцы вверх: дальше - интереснее.
#эпикуреизм #философия #мудрые мысли #наслаждение жизнью