С чего начать – повышать самооценку сотрудников или ответственность?
Дело в том, что все известные методы, описанные и разработанные специалистами в области психиатрии, психологии и менеджмента, работают с сознательными проявлениями низкого уровня ответственности и не учитывают его бессознательного источника. Если посмотреть внимательно на источник возникновения и роста безответственности, то можно заметить, что он на прямую связан с некоторыми страхами, такими как страх совершить ошибку, страх наказания, страх потерять лицо, страх неудачи, страх действовать и возможно, с некоторыми другими.
Нет возможности у личности стать ответственным руководителем или исполнителем, если он живет в эмоциональном болоте. Так же как сложно и трудозатратно построить дом на болоте, так же тяжело сделать ответственным человека, с низкой самооценкой. Многие современные организации тратят большие деньги на то, чтобы воспитать в сотрудниках ответственность, результативность, креативность и дисциплину. Но эти усилия похожи на те, как если бы вы воду из речки ситом носили. Затрат и усилий много, а результат маленький. Поэтому главная задача любой организации создать команду из работников с высокой самооценкой. Если у сотрудников будет высокая самооценка, то они смогут быть ответственными, креативными и результативными. Только так. Сначала самооценка и затем ответственность.
При низкой самооценке сотрудники часто испытывают:
- чувство вины и стыда;
- чувство несправедливости, недовольства;
- обиду, ревность и зависть;
- страх совершить ошибку, страх признать ошибку, страх принятия решений, страх действий, страх ответственности.
Поведение, характеризующее низкую самооценку:
- споры, критика, поиск причин и обстоятельств;
- стремление к превосходству;
- соперничество, борьба за власть;
- низкая производительность и результативность, отсутствие личных целей и жизненной позиции.
При высокой самооценке сотрудники ощущают:
- радость, счастье, любовь;
- чувство долга, ответственности;
- взаимопонимание, уважение.
Поведение, характеризующее высокую самооценку:
- поддержка лидера;
- ответственность за результат, держат слово;
- «ты можешь на меня положиться»;
- высокая стрессоустойчивость;
- согласованность личных целей с целями организации;
- взаимовыручка, поддержка, сотрудничество;
- целеустремленность.
С чего начать? В первую очередь избавиться от чувства вины и стыда. Эти два чувства существенно влияют на самооценку личности. Как это сделать?
Первое, осушить эмоциональное болото.
Второе, начать позитивное подкрепление ошибок и решений сотрудников
Третье, поддерживать высокую самооценку. Для этого необходимо научиться управлять своими чувствами и мыслями, усиливать черты характера, необходимые для сотрудничества и достижения целей.