Рассуждения ряда наших политологов и экономистов напоминают старый советский анекдот.
"Следователь подозреваемому: - Откуда вы взяли деньги?
Подозреваемый: - Из тумбочки.
Следователь: - А в тумбочке как они оказались?
Подозреваемый: - Я положил."
А.И. Фурсов, как указал уважаемый комментатор JUST BLUE (видимо, ПРОСТО ГРУСТНЫЙ ), в частности, заявил, что все достижения капитализма в XX веке носят "внеэкономический характер". То есть утверждается, что эти "достижения" приобретались "путем обворовывания и ограбления других народов". Интересно было бы выяснить, чем таким занимались эти "другие народы", что, обворовав и ограбив их и их нищие страны, развитые государства - население которых подчас называется "золотым миллиардом - "оказались в столь обильном и, главное, в весьма устойчивом материальном достатке?
Допустим на миг, что это - не чушь и не бред нынешних неомарксистов, выдумывающих самые несусветные, немыслимые аргументы, лишь бы клеймить ненавистный им "мир капитала". И попробуем вычислить те реальные источники, которые оказались способными поддерживать и даже увеличивать в XX - XXI веках благосостояние развитых государств.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что в настоящее время в мире насчитывается порядка 1 млрд 200 млн действующих автомобилей. И это вполне реально, так как точно известно число машин, выпускаемых автопромом развитых стран, а именно: чуть менее 100 млн штук в год. Следовательно, по дорогам земного шара сейчас бегают автомобили возрастом от 1 года до 12 лет включительно. Оценив среднюю стоимость одной машины в 5000 долларов (это тоже более чем реалистично, хотя, конечно, сильно занижено) получаем 6 триллионов долларов, не считая стоимости запчастей, сервисного обслуживания и ремонтных работ. Какую лепту в эту огромную сумму могли внести якобы ограбленные бедные страны и какое отношение они вообще имеют к производственной деятельности мировых автогигантов? А ведь эти деньги были заработаны в развитых государствах именно в XXI веке. Тогда как в прошлом столетии автомобильная промышленность принесла еще, как минимум, в полтора раза больше. История конвейерного производства машин началась в 1908 году, когда Генри Форд выпустил знаменитую модель "Т". Известно, что 26 мая 1927 года с конвейера сошел 15-миллионный "форд" данной модели.
Обратимся к авиационной и космической промышленности. За последние 50 лет европейский консорциум Эйрбас построил 12334 гражданских пассажирских самолетов разных типов (А-320, 330, 380 и т. д.), заработав тем самым порядка 1 триллиона 200 млрд долларов. Несколько меньше гражданских авиалайнеров за этот же период построила компания Боинг. Но поскольку модели Боинга (В-707, 727, 747 и 777) существенно дороже и вместительнее европейских самолетов, заработок американского авиагиганта практически не уступил выручке Эйрбаса. Сообща они заработали около двух с половиной триллионов долларов только на выпуске машин для пассажирских авиалиний. Учитывать доходы от поставок специальной, военной и космической техники сложнее. Во-первых, многие данные из этих областей считаются закрытыми, а, во-вторых, прямая экономическая выгода от оружия, так и от космических ракет гораздо менее очевидна. Хотя списывать их в необходимые, но совершенно бесполезные расходы нет оснований. Все современные системы коммуникаций и навигации, в том числе и интернет не могут обходиться без многочисленных спутников, выводимых на орбиты именно с помощью ракет.
Обвинять западные страны в том, что они бесятся от жира, создавая все более и более совершенные автомобили и лайнеры для гражданской авиации в то время, как жители многих бедных стран голодают, конечно же, - верх нелепости. При том, что голодающих, безусловно, жаль. Как жаль людей, подвергающихся издевательствам и даже пыткам в застенках Северной Кореи, Туркмении, Белоруссии и исправительных учреждений Ярославля. Однако, никакой причинно-следственной связи между этими омерзительными явлениями и авиапромом и автопромом Европы, США и других развитых индустриальных и постиндустриальных государств не имеется. Помочь извне нынешним бедным странам невозможно. Вылезать из экономической бездны они должны только с помощью собственных сил. Нагляднейшие примеры - Сингапур и Китай. Хотя так далеко можно и не ходить. Процветающая ныне Финляндия в XIX веке была в числе самых бедных провинций Российской империи. Финнов и звали снисходительно "чухонцами". Но за сто лет после Октября эти самые никчемные "чухонцы" превзошли полных пустейшего самомнения жителей бывшей метрополии почти по всем показателям социально- политического и экономического развития. Кусаем локти, господа!
Каким образом, производя авиалайнеры и автомобили, технологически развитые страны Запада ухитряются "обворовывать" бедные страны, уму не представимо. А вот то, что они, по убеждению социалистов, делают деньги как бы "из воздуха", вполне понятно. Современные товары по цене, а также по стоимости превосходят во много раз (в десятки, в сотни. а то и в тысячи раз) стоимость израсходованных на них материалов и прочих ресурсов.
Вульгарные материалисты от экономики никак не возьмут в толк, что значительная часть стоимости товаров в наши дни определяется не физическими усилиями по их производству, а особым видом труда - колоссальной работой интеллекта, разума, мышления. Для краткости это свойство значительной части современной промышленной продукции называется "наукоемкостью". Именно она является главной причиной того, что целый состав с нефтью или с кругляком стоит гораздо меньше одного-единственного вагона компьютеров, телевизоров, смартфонов, флешек, лекарств, медицинских препаратов, духов, принтеров, часов или фотоаппаратов. И дело вовсе не в том, что развитые страны бессовестно перетягивают на себя ценовое одеяло. Как раз этого они делать не могут, поскольку конкуренты всегда способны воспользоваться столь глупым поведением, чтобы занять их ниши, обвалив завышенные цены.
Итак, яснее ясного, откуда берутся деньги в тумбочках "капиталистов". В одном только 2019 году выручка 500 крупнейших компаний в развитых странах составила свыше 33,3 триллионов долларов. Чистой прибыли они получили более 2 триллионов. Выручка малых и средних предприятий в этих же странах оказалась на 10 % больше, тогда как прибыль их была чуть меньше доходов крупных концернов. Если эти достижения не являются "экономическими", то вообще не понятно, что именно приверженцы идей "социализма" подразумевают под понятием "экономика".
Для наглядности попробуем оценить в долларах содержимое тех тумбочек или загашников, из которых эти развитые государства достают свои деньги. Возьмем для анализа данные за 2018 и 2019 годы, как последний до пандемии период, когда экономические показатели еще не были искажены этим катастрофическим несчастьем.
Итак,