Архип Куинджи (1841-1910).
Один из действительно самых любимых. И один из тех, чьи картины нужно обязательно смотреть "живьём" - ни репродукции, ни тем более картинки в интернете, не передают того эффекта, который производят его картины. Куинджи экспериментировал с красками, и как никто другой умел создать на своих полотнах иллюзию настоящего света.
Наверное, главная его работа - "Лунная ночь на Днепре", написана в 1880 году, размер 105х144 см, висит в Петербурге, в Русском музее.
Картина эта овеяна легендами. Ещё работая над ней, Куинджи показывал её публике - по воскресеньям на два часа он открывал двери своей студии для желающих. И из желающих, говорят, выстраивались очереди на улице. Картина была продана ещё до того, как была выставлена - купил её великий князь Константин Константинович. Выставлялась картина тоже необычно - это была выставка одной картины. Ажиотаж был невероятный. Куинджи экспонировал "Лунную ночь" в тёмном зале, единственная лампа светила только на картину, ещё более усиливая эффект свечения.
Публика пыталась раскрыть секрет художника. Основных вариантов было два: либо художник использует особые секретные краски, либо он продал душу дьяволу. Куинджи, видимо, действительно экспериментировал с составом красок. Коллеги по цеху опасались, что со временем эффект настоящего света исчезнет, а Иван Крамской даже требовал составления на этот случай протокола, в ктором будет зафиксирован тот необыкновенный эффект, который производила картина при создании.
Судьба картины оказалась трагической. Владелец взял её с собой в кругосветное путешествие, и от морской солёной влажности краски потускнели.
Куинджи написал две копии "Лунной ночи на Днепре" - одна из них хранится в Третьяковке, другая - в Симферополе. Можно только догадываться, как картина выглядела, когда была написана - но и сейчас она производит необыкновенное впечатление. Мне доводилось видеть ту, что висит в Третьяковке - там есть зал Куинджи. Очень интересно наблюдать, как люди медленно бредут от картины к картине и вдруг видят её. Невольное "ух ты!" слышится постоянно.
Свет - конёк Куинджи. На мой взгляд, никто не умел рисовать свет так как он. И дело тут не в составе красок, а в цвете и тенях.
Последние две картины на репродукциях кажутся почти пустыми, а "Степь" и вовсе похожа на фотографию Гурски. Но в реальности эти картины наполнены настоящим, узнаваемым (я ж тоже житель степей) солнечным светом - лёгким утренним или знойным полуденным.
Мне кажется, свет, цвет и иллюзия воздуха так занимают Куинджи, что с точки зрения канонов композиции многие его работы выглядят странно: большую часть холста занимает небо (как источник света и цвета), а всё остальное существует на картине будто бы только для того, чтобы обозначить бесконечность и глубину этого самого неба. Особенно в этом смысле показательна та же "Степь" - взять любой учебник по композиции и сделать всё наоборот. На "Днепр утром" хотя бы репейник какой-то нарисован, разбивающий горизонталь от края до края и акцент создающий.
Ну и ещё две работы: может и не самые яркие, зато я имею возможность видеть их более-менее регулярно - они висят в моём родном городе.
#искусство #художники #живопись
#изобразительное искусство #куинджи