Найти тему
Любимые художники

Любимые художники - Архип Куинджи: повелитель света

Архип Куинджи (1841-1910). 

Один из действительно самых любимых. И один из тех, чьи картины нужно обязательно смотреть "живьём" - ни репродукции, ни тем более картинки в интернете, не передают того эффекта, который производят его картины. Куинджи экспериментировал с красками, и как никто другой умел создать на своих полотнах иллюзию настоящего света.

Наверное, главная его работа - "Лунная ночь на Днепре", написана в 1880 году, размер 105х144 см, висит в Петербурге, в Русском музее.

Лунная ночь на Днепре (1880, Русский музей)
Лунная ночь на Днепре (1880, Русский музей)

Картина эта овеяна легендами. Ещё работая над ней, Куинджи показывал её публике - по воскресеньям на два часа он открывал двери своей студии для  желающих. И из желающих, говорят, выстраивались очереди на улице. Картина была продана ещё до того, как была выставлена - купил её великий князь Константин Константинович. Выставлялась картина тоже необычно - это была выставка одной картины. Ажиотаж был невероятный. Куинджи экспонировал "Лунную ночь" в тёмном зале, единственная лампа светила только на картину, ещё более усиливая эффект свечения.

Публика пыталась раскрыть секрет художника. Основных вариантов было два: либо художник использует особые секретные краски, либо он продал душу дьяволу. Куинджи, видимо, действительно экспериментировал с составом красок. Коллеги по цеху опасались, что со временем эффект настоящего света исчезнет, а Иван Крамской даже требовал составления на этот случай протокола, в ктором будет зафиксирован тот необыкновенный эффект, который производила картина при создании.

Судьба картины оказалась трагической. Владелец взял её с собой в кругосветное путешествие, и от морской солёной влажности краски потускнели.

Куинджи написал две копии "Лунной ночи на Днепре" - одна из них хранится в Третьяковке, другая - в Симферополе. Можно только догадываться, как картина выглядела, когда была написана - но и сейчас она производит необыкновенное впечатление. Мне доводилось видеть ту, что висит в Третьяковке - там есть зал Куинджи. Очень интересно наблюдать, как люди медленно бредут от картины к картине и вдруг видят её. Невольное "ух ты!" слышится постоянно.

Свет - конёк Куинджи. На мой взгляд, никто не умел рисовать свет так как он. И дело тут не в составе красок, а в цвете и тенях.

Берёзовая роща (1879, Третьяковка)
Берёзовая роща (1879, Третьяковка)
Украинская ночь (1876, Третьяковка)
Украинская ночь (1876, Третьяковка)
После дождя (1879, Третьяковка)
После дождя (1879, Третьяковка)
Осенняя распутица (1872, Русский музей)
Осенняя распутица (1872, Русский музей)
Днепр утром (1881, Третьяковка)
Днепр утром (1881, Третьяковка)
Пейзаж. Степь (1895, Тертьяковка)
Пейзаж. Степь (1895, Тертьяковка)

Последние две картины на репродукциях кажутся почти пустыми, а "Степь" и вовсе похожа на фотографию Гурски. Но в реальности эти картины наполнены настоящим, узнаваемым (я ж тоже житель степей) солнечным светом - лёгким утренним или знойным полуденным.

Мне кажется, свет, цвет и иллюзия воздуха так занимают Куинджи, что с точки зрения канонов композиции многие его работы выглядят странно: большую часть холста занимает небо (как источник света и цвета), а всё остальное существует на картине будто бы только для того, чтобы обозначить бесконечность и глубину этого самого неба. Особенно в этом смысле показательна та же "Степь" - взять любой учебник по композиции и сделать всё наоборот. На "Днепр утром" хотя бы репейник какой-то нарисован, разбивающий горизонталь от края до края и акцент создающий.

Ну и ещё две работы: может и не самые яркие, зато я имею возможность видеть их более-менее регулярно - они висят в моём родном городе.

Море (Самарский областной художественный музей)
Море (Самарский областной художественный музей)

Облако (1895, Самарский областной художественный музей)
Облако (1895, Самарский областной художественный музей)

#искусство #художники #живопись

#изобразительное искусство #куинджи