ЭК проанализировал причины дефицита и высокой цены на солярку. Все дело в теневом экспорте и обрушении курса тенге по отношению к рублю. Ремонт Павлодарского нефтехимического завода здесь вторичная причина.
Сколько производим дизтоплива?
На прошедшей недавно пресс-конференции в СЦК приглашенные эксперты и чиновники жаловались на "серый" экспорт. Наше дешевое топливо "утекает" в ближнее зарубежье. Дошло до того, что эксперт Олжас БАЙДИЛЬДИНОВ предложил продавать иностранному транспорту топливо по более дорогой цене.
К слову, если взглянуть на график производства дизтоплива, то мы видим, что НПЗ работают на пределе, производя солярки более чем достаточно, чтобы обеспечить наших фермеров и дальнобойщиков. В дело вступают законы рынка. Более дешевое топливо покупается в Казахстане и переправляется в РФ, Узбекистан и Кыргызстан. И против этого бизнеса выстоять невозможно. Уж слишком большая маржа.
В этом году Казахстан произвел рекордное количество дизеля — 4,8 млн тонн. При этом в 2015 году — 3,8 млн тонн.
В результате возникшего дефицита Казахстан вынужден в октябре закупать российское топливо и продавать по 280 тенге летнюю и по 330—350 — зимнюю солярку. А ведь еще в начале года цена летнего дизтоплива колебалась в районе 150 тенге за литр.
Сравниваем цены
И даже этим летом в нашей стране солярка была самая дешевая по сравнению с соседями. Разница составляла 30%.
Три месяца назад на границе с Кыргызстаном задержали контрабандный бензовоз, который перевозил обычный бензин. Вместительность его 55 тонн. Если заполнить его соляркой по оптовой цене, отправить, к примеру, в Россию и перепродать там, то чистая выручка составит 5 млн тенге.
Напомним, что 1 мая в Казахстане был введен запрет на вывоз нефтепродуктов на шесть месяцев. Однако можно заполнять бензобаки. Некоторые шустрые дальнобойщики были готовы заправляться и дозаправляться дешевым топливом в Казахстане.
Как все начиналось?
В 2015 году в России цена на дизтопливо была 34 рубля. Курс рубля составлял 2,86 тенге. Это значит, что у соседей дизтопливо продавалось по 97 тенге за литр. В Казахстане стоимость дизтоплива не превышала 99 тенге. То есть цены на дизтопливо были одинаковые.
Именно ослабление национальной валюты, в том числе по отношению к рублю, и повлияло на рост цен на солярку. Если бы курс тенге по отношению к рублю был, к примеру, 4,85, в таком случае стоимость солярки у соседей не превышала бы... 218 тенге.
Попытка поддержать мину при плохой игре, то есть бравировать своими нефтяными мускулами при прозрачных границах, оказалась очень болезненной. Увы, мы не смогли перекрыть границы для дельцов и хапуг. Об этом заявили и депутаты Мажилиса, которые поведали, что из-за мутных схем наше углеводородное сырье попадает даже к талибам*.
Что происходит?
Дальнобойщики пытаются объединяться в сообщества и предлагают повысить стоимость своих услуг с 230 до 400 тенге за километр. Это значит, что, например, перевозка лука с юга на север обойдется вдвое дороже. А это только по примерным прикидкам означает 20% рост стоимости овощей и фруктов.
Сейчас многие АЗС перестали продавать дизтопливо. В ряде городов — Атырау, Семее, Петропавловске "на руки" отпускают не больше 100 литров. Для тягачей этого не хватит, даже чтобы добраться из Нур-Султана до Павлодара. В чатах водители спрашивают о том, стоит ли выезжать в рейс, не останутся ли они на трассе.
Также в Семее дизтопливо продают только вечером, а в Павлодаре дальнобойщики и вовсе провели забастовку.
Кое-где дальнобойщики демонстрируют катастрофическое качество солярки. Она настолько наполнена парафином, что ее использование пагубно для мотора.
Вернутся ли цены в прежнее русло?
Пока чиновники не обещают прежних цен на солярку. Единственное, что точно известно: в ноябре ремонт на Павлодарском нефтеперерабатывающем заводе закончится и кризис будет преодолен. Уже 28 октября он начнет поставлять до 6 тысяч тонн солярки.
Впрочем, не исключено, что цена станет ниже, однако для этого потребуется не только падение спроса на солярку, но и соответствующее политическое решение. Рынок самостоятельно цену на солярку не понизит.
Другое дело, что граждане все еще недоумевают, почему ремонт на ПНХЗ понадобился именно осенью, во время уборочных работ?
А почему НПЗ должны каждый год закрываться на ремонт? Нет, понятно, что это мошенничество, но все же?! Вот бетонные заводы или аффинажные заводы не закрываются ведь каждый год на ремонт? Или вот золотоперерабатывающие заводы или металлургические?— вопрошает Галым БАЙТУК.
В Минэнерго же в свою очередь убеждены, что перенос сроков ремонта не представлялся возможным "из-за производственных рисков". Капремонт требуется раз в три года. И последний раз его делали в 2018 году.
"Талибан" * — террористическая организация, запрещенная на территории Республики Казахстан.