Учредительное собрание — представительный орган в России, который должен был определить государственное устройство страны.
Со времён реформ Александра II идея Учредительного собрания становится своего рода символом радикальной модернизации страны. В сознании российского общества созыв собрания ассоциировался прежде всего с введением конституционного строя и разрешением самых насущных проблем. Своего триумфа идея Учредительного собрания достигла после свержения царизма, когда атмосфера эйфории, охватившая массы в февральские дни 1917 года, дала надежду на обретение единства всех слоёв российского общества.
Товарищи рабочие! «Пришел, наконец, державный хозяин земли русской - созвано всенародное Учредительное собрание...»
После долгих дебатов в ночь на 2 марта 1917 года на переговорах Исполкома Петроградского совета и Временного комитета Государственной думы стороны в принципе согласились, что окончательное определение формы правления страной – прерогатива «хозяина земли русской» - Учредительного собрания, и сформированное буржуазно-либеральными партиями правительство будет управлять Россией до его созыва. Именно поэтому новое правительство называлось временным – созыв Учредительного собрания считался его главной задачей.
Популярность Учредительного собрания в начале 1917 года огромной. Лозунг «Вся власть Учредительному собранию!» стал непременным атрибутом массовых митингов, собраний, шествий. Многим тогда верилось, что избранное свободным народом Учредительное собрание устроит жизнь в Российском государстве на началах добра и справедливости.
Выборы в Учредительное собрание должны были стать не только первыми в истории всенародными, но и чрезвычайно демократическими
Положение о выборах в собрание, разработанное ещё при Временном правительстве виднейшими юристами, было чрезвычайно демократическим. Его главное отличие – широкий состав корпуса избирателей. В первую очередь имеется ввиду предоставление равного избирательного права женщинам, установление более низкого, чем в подавляющем большинстве стран возрастного ценза (с 20 лет); беспрецедентное наделение избирательным правом военнослужащих (с 18 лет); отсутствие ограничений по имуществу, образованию, оседлости. Всё это делало закон образцом демократичности.
Ожидаемые выборы в Учредительное собрание должны были стать первыми в истории всенародными выборами – такой масштабной кампании мировая практика ещё не знала. Численность потенциальных избирателей достигла 85 миллионов человек, в связи с чем предстояло решить сложные вопросы организационного характера, обусловленные как размерами территории, так и нехваткой технических средств, а главное – компетентных специалистов.
Но очень скоро в условиях стремительно и кардинально меняющейся политической обстановки Учредительное собрание из предмета поклонения превращается в объект большой политической игры.
Временное правительство всячески оттягивало срок выборов. Сначала они были намечены на 17 сентября, а затем – на 12 ноября 1917 года. По признанию В. Д. Набокова, управляющего делами Временного правительства, последнее видело в Учредительном собрании «самый огромный риск», полагая, что «созыв его был бы, несомненно, началом анархии».
О своей верности идее Учредительного собрания в феврале 1917 года заявили практически все политические партии. Первыми это сделали большевики. Но именно их позиция по отношению к Российской Конституанте в дальнейшем претерпит наибольшие изменения. В борьбе за власть Учредительному собранию большевики отводили лишь подчинённую роль.
25 октября 1917 года в Петрограде победила революция. Все первые декреты Советской власти содержали ссылки на Учредительное собрание и по сути не предрешали основные вопросы политической жизни до его созыва. 27 октября Совнарком подтвердил дату выборов – 12 ноября 1917 года. Предвыборная борьба вступила в завершающий этап, приняв открыто конфронтационный характер.
Борьба за голоса избирателей развернулась в основном между четырьмя ведущими политическими партиями – эсерами, кадетами, большевиками и меньшевиками
Солидные денежные вливания в избирательную кампанию направили кадеты и эсеры, последние даже получили финансовую помощь из-за рубежа в размере 2 млн долларов.
Благодаря такой поддержке эсеры стали лидерами по количеству выпущенной предвыборной продукции – 350 тысяч текстовых и 560 тысяч художественных плакатов. Листовки и плакаты пропагандировали лозунг «Земля и Воля», так как вопрос о социализации земли был одним из принципиальных моментов кампании эсеров.
Плакаты и листовки с цифрой «2» - номер кадетского списка кандидатур, расклеивались всюду. Продукция была на все вкусы: изображались и русская женщина в национальной одежде, и городовые под красной маской. Кадетская партия выдвигала на первый план такие лозунги как «целостность и единство России», «порядок, законность и государственность», «ликвидация анархии», «недопущение срамного мира с Германией». Разговоров же о будущем социальном устройстве кадеты предпочитали не заводить.
По сравнению с эсерами и кадетами большевики выпустили значительно меньше печатной продукции, но их главный предвыборный приём заключался в другом. Вместе с предвыборной полиграфией расклеивались декреты Советской власти. По мысли большевистских вождей это был самый действенный агитационный материал.
Меньшевики провели агитационную кампанию вяло, большая часть листовок и две трети «художественно раскрашенных» плакатов остались на складах.
Итоги всенародного голосования
В выборах приняли участие 50 миллионов человек. Явка избирателей составила примерно 63%. Эсеры получили 40% голосов; большевики – 23,9%; кадеты – 4,7%; меньшевики – 2,3%.
После выборов политическая обстановка продолжала накаляться. 22-23 ноября 1917 года был организован Союз защиты Учредительного собрания, во главе которого стали эсеры. Лейтмотивом же большевистской пропаганды становится идея противостояния ему.
Зинаида Гиппиус писала в своём дневнике: «Учредительное собрание (даже всё равно какое) и большевики НИ МИНУТЫ НЕ МОГУТ СО-СУЩЕСТВОВАТЬ. Или «вся власть Учр. С-ю», и падают большевики, или «вся власть советам», и тогда падает Учр. Собрание. Или-или».
28 ноября В. И. Ленин подписывает декрет об аресте вождей гражданской войны против революции, объявивший кадетов партией врагов народа и по существу ставивший их вне закона. Политическое противостояние нарастало.
Первое и единственное заседание Учредительного собрания началось с убийства манифестантов
20 декабря 1917 года Совнарком постановил открыть Учредительное собрание 5 января 1918 года при наличии кворума в 400 депутатов. В Петроград, переведённый на военное положение, прибыл сводный отряд моряков Балтийского флота, полк латышских стрелков. Город замер в напряжённом ожидании развязки.
День открытия Учредительного собрания наступил. Эсеры планировали провести мирную демонстрацию, которую большевики назвали «демонстрацией врагов народа» и приняли резолюцию о запрещении посещать мероприятие.
Сохранились показания рабочего Обуховского завода, принявшего участие в демонстрации: «… я после того расстрела и той дикости, которые творили красногвардейцы и матросы с нашими товарищами… не мог понять, в какой стране я нахожусь: или в стране социалистической, или в стране дикарей…»
Первое заседание началось с существенным запозданием. Двери Белого зала Таврического дворца открылись около 16 часов. С розетками из красного шёлка на лацканах в зал вошла эсеровская фракция. Как вспоминали депутаты, зал был чисто убран и декорирован. На покрытых коричневой материей щитах – литеры «У.С.» Депутаты заняли свои места.
Караул устал
Эсеры решили, по парламентской традиции, предоставить честь открытия Учредительного собрания старейшему депутату – эсеру С. П. Швецову, но Совнарком установил иную процедуру – выступить первым поручили представителю ВЦИК Я. М. Свердлову. На трибуне оказались сразу два оратора. «Видя, что Швецов всерьёз собирается открыть заседание, - вспоминал большевик Ф. Ф. Раскольников, - мы начинаем бешеную обструкцию: кричим, свистим, топаем ногами, стучим кулаками по тонким деревянным пюпитрам. Когда всё это не помогает, мы вскакиваем со своих мест и с криком «Долой!» кидаемся к председательской трибуне…».
Продолживший вести заседание, Я. М. Свердлов выразил надежду, что депутаты признают все декреты и постановления СНК, а также утвердят Россию в качестве Республики советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Однако Собрание большинством в 237 голосов против 146 отказалось даже обсуждать большевистскую Декларацию. После этого большевики, левые эсеры и некоторые националисты покинули заседание.
Председателем Всероссийского учредительного собрания был избран В.
М. Чернов. Во главе с ним оставшиеся депутаты продолжили работу и приняли ряд постановлений.
Депутаты засиделись до поздней ночи. В 4:20 ночи начальник охраны А. Г. Железняков направился к председателю собрания и сказал:
Я получил инструкцию, чтобы довести до Вашего сведения, чтобы все присутствующие покинули зал заседания, потому что караул устал.
6 января депутаты пришли к дверям Таврического дворца для того, чтобы продолжить заседание, но нашли их запертыми на замок. У входа стоял караул с пулемётами и двумя лёгкими артиллерийскими орудиями. Охрана сказала, что заседания не будет, а 9 января был опубликован декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания.
Так Учредительное собрание закончило своё первое и последнее заседание.
Учредительное собрание ещё к осени 1917 года утратило даже призрачные шансы стать «хозяином земли русской». Об изменении общественных настроений эсер О. С. Минор писал: «… по мере того, как покрывался туманом первый медовый месяц революции, заносилось пылью знамя её – Учредительное собрание. К нему стали относиться уже не как к желанному завершению революции, а как к чему-то неизбежному, терпимому. Его требовали, но вяло, уже без веры».