Только представьте: логопедическая диагностика пишется сама, ребёнок играет, логопед спокойно наблюдает. Сказка? Нет. Такая разработка уже существует и успешно применяется логопедами.
Итак, погрузимся в суть и наполнение диагностики. Чтобы разработать качественный инструмент, команда логопедов и педагогов совместно с дизайнерами обсуждали и улучшали, как игровое, так и визуальное наполнение умного зеркала ArtikMe от компании "Инновации Детям". ArtikMe – это интерактивный комплекс, который воспринимает действия, звуки, дыхание ребёнка и позволяет выстраивать логопедические занятия и диагностику прямо в игре.
Ранее логопеды проводили диагностику по разработкам Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. Сейчас официальной программой для работы с детьми с ОВЗ является программа Нищевой Н.В.: как работа с ребёнком, так и диагностика должны проводиться по этой программе.
Поэтому именно её мы взяли в основу разработки нашей речевой карты в умном зеркале ArtikMe, дополнили иллюстрациями и анимациями. Мы вложили в интерактивные игры основные составляющие блоки диагностики Нищевой Н.В.:
- фонематический слух;
- состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение (раннего и позднего онтогенеза);
- пространственные представления;
- активная речь;
- понимание речи;
- связная речь;
- слоговая структура слова;
- моторика пальцев рук и кистей.
Теперь логопед не тратит время на диагностику. Ведь всё происходит естественно и в игре, без пауз, без отвлечений ребенка. Логопеду не приходится путаться в наглядном материале по ходу диагностики – всё легко и быстро. Программа помогает, а логопед внимательно слушает ребёнка. Ребёнок играет, педагог слышит и выделяет критерий оценки, при этом программа сама формирует заключение, согласно тому диагностическому заданию, которое в этот момент проходит ребёнок. Каждому баллу в программе соответствует своя фраза – она автоматически идёт в заключение логопеда. Так речевая карта заполняется сама, педагог может потом что-то уточнить (звук ребёнок произносит пригубно, прищёчно и т.д.) и дописать, но основа для заключения на данного ребёнка уже готова.
На экране ArtikMe есть оценочная шкала, и по ходу игр педагог отмечает символами ответы ребёнка. Разбалловку ребенок не замечает – педагог делает отметки в зеркале согласно простым условным обозначениям. Дети даже не замечают, что они проходят диагностику. Для ребёнка это игра!
В программе сохраняется то, что сегодня успели пройти с ребёнком. И на следующей встрече автоматически откроется следующий блок диагностики. Именные диагностики с указанием даты сохраняются, педагогу легко распечатать готовую речевую карту.
Это уникальная разработка: мы создали игру, благодаря которой логопед быстро и легко все заполняет, не привлекая внимание ребёнка к тому, что сейчас проходит диагностика.
Далее мы планируем разрабатывать удобный индивидуальный коррекционный маршрут, который важен всем специалистам, помогающим данному ребёнку. Физкультурные, музыкальные работники, логопеды, психологи и другие специалисты совместно выстраивают те игры, которые помогут отработать определенные навыки у ребёнка и тем самым улучшить его речь и развитие в целом.
Зеркало ArtikMe будет помогать не только логопедам, но и другим коррекционным педагогам играть с детьми в рамках индивидуального маршрута, что важно как для детей из логопедической группы, так и всем, кому нужны дополнительные занятия.
Котлованова О.В., педагог высшей категории, методист компании "Инновации детям", врач-психотерапевт, специалист по песочной арт-терапии, НЛП-практик.