Тема любви к Богу всегда занимала умы людей и богословов.
Вопрос этот далеко не так прост, как кажется, и немудрено, что вокруг него до сих пор сталкиваются различные, порой противоположные, мнения.
Что по этому поводу думал наш святой Серафим Саровский?
Вот первый его постулат:
«Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь».
Что ж – по-другому быть действительно не может.
Даже вспыхнувшая человеческая любовь обесценивает все другие привязанности. Что уж там говорить о любви к Богу?
Причем, обратите внимание – прежде всего, идет речь об обесценивании привязанности к этому миру.
Бог в этом мире невидим глазами, он находится в другом измерении, значит, и человек, Его любящий, должен ощущать этот мир «не своим», «чужим», а мир здешний ценен для него только тем, что здесь можно видеть проявления любви Божией и чувствовать на себе Его любовь. Все остальное – прах и пепел.
Об этом собственно говорит и Иоанн Богослов, автор одного из Евангелий, в своем послании:
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей;
Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего)» 1 Ин. 2. 15-16.
Но оказывается дело не только в мире, но еще и в тебе самом. Отвержение этого мира для любящего Бога должно простираться и на отвержение самого себя.
Послушаем дальше батюшку Серафима:
«Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога».
Мерилом любви является естественная любовь каждого человека к самому себе.
Но если по отношению к ближнему действует формула (заповедь): «Возлюби ближнего как самого себя», то по отношению к Богу эта любовь должна выглядеть ненавистью.
Это выглядит парадоксом, но по-другому быть не может.
По отношению к Богу все человеческие привязанности, говоря математическим языком, должны быть сведены к нулю и даже перейти в область отрицательных величин, если человек действительно претендует на любовь Божью.
Это словно не просто оказаться на вершине Эвереста, где всякие горы покажутся холмиками, а очутиться на противоположной стороне земного шара, где прежние высоты будут отрицательными величинами.
Об этом же говорит и Иисус Христос:
«Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» Лк. 14. 26.
То есть любовь к Богу переводит человека в иное измерение, по сути противоположное тому, в котором он привык жить, где прежние положительные величины становятся отрицательными.
И то же самое – по отношению к самому себе. Твоя любовь к себе с точки зрения любви к Богу должны стать ненавистью, иначе бессмысленно говорить о какой-то любви к Богу.
Тот, кто любит себя и любит Бога – обманывает сам себя. Ибо это нонсенс - contradictionem in essential (лат.), или противоречие по сути.
Для по-настоящему любящему Бога человека мир действительно «переворачивается», становится с ног на голову, а точнее – наоборот: все становится на свои места и каждая ценность, в том числе и он сам – обретает свою истинную цену.
Теперь понятно, почему естественная любовь человека к себе – это точный проверочный «оселок».
Любишь себя, ублажаешь себя, думаешь как бы прожить в свое удовольствие – забудь о любви к Богу.
У по-настоящему любящего Бога человека появляется даже свойственное всем подобным людям мироощущение, по которому и можно их определить.
Об этом, повторяя известные библейские истины, тоже говорит батюшка Серафим:
«Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного».
В самом деле – если этот мир «чужой», здесь нет видимого Бога, то кто ты в этом мире – странник и пришелец.
Если ты всей душой стремишься к Богу и хочешь Его созерцать – то тем более. Ты все глубже и глубже устремляешься душою в то измерение, где Бог находится, забывая об окружающем тебя «чуждом» мире.
Все себялюбцы (и даже те из них, кто утверждает, что любит Бога) ведут себя противоположным образом.
Этот мир для них «свой», и они стремятся устроиться в нем с наибольшим комфортом – начиная с домов и денежных доходов, заканчивая окружающими их людьми.
Все должно тебя устраивать, все должно приносить тебе удовольствие – ибо ты здесь «всерьез и надолго».
С точки зрения вечности и той же любви Божией – это действительно массовое умопомрачение и тихое помешательство.
Это все равно что, заняв номер в гостинице, кто-нибудь тут же начал в номере капитальный ремонт и перепланировку под свои вкусы и предпочтения. Пока спохватившиеся служители гостиницы не сгонят сумасшедшего постояльца.
Аллегория, думаю, понятна. Смерть большинства подобных себялюбцев и напоминает подобный «казус» в гостинице.
Кстати, о завершении жизни по-настоящему любящего Бога человека говорит и св. Серафим Саровский:
«Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела, не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину».
Увы – это касается только истинно любящих Бога людей.
Они не занимались переделкой «гостиничных номеров» в чужом для них мире – они действительно любили Бога всею своею душою и к Нему уходят после завершения своего жизненного «путешествия».