Люди весьма консервативны в своих политических убеждениях и чтобы радикально изменить результат по партийным спискам необходимо, чтобы пришли новые избиратели. Но мы видим, что явка изменилась незначительно и закономерно, что и итоги тоже стабильны. В этом нет ничего удивительного, тысячи задержанных на митингах в поддержку Навального могут превратиться в 10 миллионов голосов за его партию, но не в 10 миллионов голосов за КПРФ. ФБК выбрал простейшую и беспроигрышную стратегию — присоединиться к тем, кто не любит Единую Россию. Безусловно, это сработало, но в масштабах страны речь идёт о единицах процентов.
Зато власть смогла продемонстрировать, что и Интернет отключить, и пересажать неугодных депутатов Госдумы для неё не составляет вообще никакой проблемы. Есть такая поговорка, что политика — искусство возможного. Нужно сказать, что на этих мероприятиях электорального характера Навальный достиг запредельного в своей фантастичности результата: и покушение с использованием химического оружия, и посадка в тюрьму, и голодовка, и закрытие ФБК, и запрет соратникам избираться. Тут можно только восхищаться.
Однако, какие бы чудеса не сотворил Навальный, не стоит переоценивать роль личности в истории. Состояние страны в целом сейчас описывается классической формулой: народ безмолвствует. И это нормально: неплохо ведь живём сейчас. К сожалению, перспективы не очень: о росте экономики можно забыть, пенсионные отчисления испаряются практически сразу. А ещё государство собирается инвестировать в силовиков, которым обещает достойную пенсию в 40 лет. Всё это может продолжаться долго, но не вечно.
Главная мечта в российской политике — это уход Путина без кровопролития и, желательно, до наступления в стране полной нищеты. К сожалению, опыт Белоруссии показывает, что это очень сложная задача. И чем дольше Путин у власти — тем больше будет жертв и тем беднее будет страна.