Найти тему

Меняться, оставаясь собой. Часть 1

Эдуард Аниконов входит в топ-50 молодых художников мира.

Приятный, дружелюбный и располагающий к себе, интеллигентный, скромный и даже застенчивый, он, говоря откровенно, мало чем выделяется в среднестатистическом обществе культурных людей.

Не разглядишь в нём и богемности - нет экстрамодных художественных элементов одежды в стиле "балахон", нет вычурных очков и даже ярких шарфов. Нет и присущей определённому типу художников творческой неряшливости - чего-то из серии "всю жизнь в одном свитере и с нечёсаной бородой". Более того, Эдуард Аниконов - редкий пример художника, принятого и ортодоксами от искусства, и бизнес-сообществом, с удовольствием покупающим его картины. Причём, как тогда, когда Эдуард считался романтическим художником, так и когда он поменял манеру письма, сменив любовную прорисовку деталей на экспрессивные, почти этюдные мазки.

-2

14 ноября Эдуарду Васильевичу исполнилось 50 - и это повергает в шок. Аниконов твёрдо входит в топ-50 молодых художников мира, да и привыкли все к тому, что он вечно молод и импозантен - а тут 50. К своему юбилею он подошёл с новой выставкой, привезённой в родной Магнитогорск, с новыми идеями и планами, с красавицей-женой и прелестной дочкой. Малышка Аделина, присутствующая на открытии выставки, одетая в модную юбочку и тяжёлые трендовые ботинки с гольфами, без церемоний подходила к папе даже во время его диалога с сильными мира сего и повисала на его ноге.

- Эдуард Васильевич, судя по всему, вы просто хотели уехать из Магнитогорска, иначе поступили бы на худграф в Магнитогорске, а не в Свердловское художественное училище.

- Так распорядилась судьба, которая ещё в детстве могла сложиться по-другому. Художественные способности у меня начали проявляться рано, в школе родителям сказали: отдайте сына в художественную школу. Спасибо, они противиться не стали - с тех пор меня не бросало из стороны в сторону, развивался в этом направлении и был счастлив. Из художественной школы меня направляли в Москву - в художественную школу при академии Сурикова. Знаете, тогда, в начале восьмидесятых, ещё ездили по стране в поисках талантов. Так вот нас было трое с Урала: из Челябинска и двое магнитогорцев. Школа при Суриковке - это значит автоматическое поступление туда в дальнейшем. Но родители, видимо, испугались оставлять одного сына-семиклассника - вернули в Магнитогорск. И на следующий год мой преподаватель Щепетихин, замечательный акварелист, настоял, чтобы я поехал в Свердловское художественное училище. На тот момент - одно из лучших в стране, и оно дало мне превосходную базу. Потом, когда учился в Петербурге, ничего нового, по сути, я уже не узнал.

- На родителей обиду держите?

- Ни тогда, ни сейчас. Вообще, узнал об этом через много лет, когда встретился с тем товарищем, который всё-таки остался там. Он и сказал, что на моё место, когда я уехал, взяли внучку Рины Зелёной.

- Обычно успешных, модных художников, артистов, писателей не принимают "истинные" творцы, считая попсой. Вы имеете стойкий авторитет среди всех сообществ. Как удалось выстроить грамотные отношения?

- (Смеётся). Честно: никак! Просто был собой, со всеми общался на приятельском уровне. Почти все мои коллекционеры становятся друзьями. Как-то летел на частном самолёте в компании ведущих юристов, банкиров страны - и один из них сказал: "Эдуард, почему вы такой скромный? Скромность - путь к забвению". Наверное, так и есть, но я вот такой: занимаюсь своим делом, никому не мешаю и не навязываюсь.

-3

- В Америку, давшей основной толчок карьере, вы попали по международной программе "Рукопожатие через океан", очень модной в то время.

- О чём сам даже не мечтал, потому и английского никогда не учил (смеётся). Меня буквально воткнул на подножку уходящего поезда мой друг, магнитогорский предприниматель Валерий Гараньков. Мы с ним одногодки, вместе учились в художественной школе, он до сих пор душой художник, но занимается бизнесом. К тому времени уже были выставки, с ними я оказался за океаном, и колесо закрутилось. Америка даёт развиваться всем, было бы желание и умение. Там, где я жил, было очень много художников - с одной стороны, жуткая конкуренция, с другой, все востребованы и, имея талант, ты можешь занять любую нишу. Продюсерское дело поставлено так профессионально, что предложений у тебя всегда будет больше, чем ты сможешь реализовать. Галерей много, и каждая предлагает выставляться и там, и тут - только выбирай правильное для тебя направление.

Продолжение следует...

Автор: Рита Давлетшина

Фото: Евгений Рухмалёв

По материалам газеты "Магнитогорский металл" от 19 ноября 2016 года