Найти тему

Взгляд на голос "изнутри"

Все любят послушать хорошего певца. А вот как именно работает вокальный аппарат музыканта представляют себе немногие. И раз ваш покорный — вокальный коуч, то будет не лишним рассказать, почему же мы поем и что надо тренировать, чтобы делать это лучше🙂

Кстати привет👋 С вами Сергей «Adamsky» — музыкант, аранжировщик и звукорежиссер. Пишу музыку с 14 лет и даже переехав из Москвы в Израиль продолжаю писать и преподавать, выжимая из звука максимум.

Фото автора из далекого 2013го
Фото автора из далекого 2013го

Современные техники обучения вокалу работают не на абстрактном "Сделай купол" или "Спой на опоре", а как работа в спортзале — путем тренировки контроля определенных мышц. Значит погрузимся в биологию, а точнее — в анатомию человека, чтобы понимать из чего наш аппарат состоит и что конкретно мы напрягаем в том или ином случае.

Небольшое пояснение для начала — многие считают, что голосовые связки, это что-то вроде струн, натянутых в горле. И я, честно говоря, думал так же. Особенно после выражения "узелки на связках", которое является названием болезни перетруженных связок. На самом деле "узелки" — это просто мозоли, которые вы можете натереть неправильным пением. А сами связки — это два тонких лепестка вибрирующих, словно парус на ветру.

А теперь пора посмотреть видео того, как наши голосовые связки работают. Кстати из-за их внешнего вида думаю проще называть их "вокальные складки". Именно так я приучаю своих учеников их называть, надеюсь в русском языке это приживется😊

Похоже на "Чужого" в разрезе, но нет — это мы с вами изнутри. Белые дребезжащие "шторки" — это наши голосовые складки. А розового цвета ткань вокруг них — это ложные складки, про которые вокалисты наверняка слышали. Именно они защищают вокальные складки от бактерий и именно их предлагается "раздвинуть" вокалисту, чтобы не натереть себе "узелки".

И да, эта часть организма повторяет первичные половые признаки женщины, так что наше тело — штука, похожая сама на себя. Но идем дальше, к гортани и голосовому аппарату в целом.

Вот часть презентации, взятой с сайта 900igr.net. На ее примере посмотрим, что, как и почему работает. Все, конечно, немного в упрощенном виде, но и у нас есть задача только базово познакомиться с материалом.

-2

Для нас важны три вещи: гортань, сами вокальные связки/складки и мягкое нёбо, как самые важные для формирования голоса вещи. Про связки все более-менее понятно: они колеблются и в зависимости от частоты колебаний у нас меняется высота ноты. Плюс от того, насколько сильно края складок соприкасаются друг с другом, у нас могут получаться разные варианты звука: фальцет, мощный голос, голос с придыханием или "fried vox" (если вы когда-нибудь просто скрипели голосом, не выдавая определенную ноту — это именно "фрайд" вокал).

Отдельно важной вещью является надгортанник. Точнее мышца под ним (сам надгортанник может блокировать звук, но это большая редкость и ее довольно легко контролировать). Эта мышца — черпало-надгортанный сфинктер, который при сжатии дает вам характерный звук "злой ведьмы" или "ребенка-хулигана".

Дальше идет Мягкое небо, которое в зависимости от того, закрыто оно или открыто (воздух идет через рот или через нос) создает либо обычный звук, либо "Twang". Идеальным примером "Твенга" будет вокал Эми Уайнхаус.

Ну а гортань важна хрящами: Щитовидным, перстневидным и черпаловидными. Щитовидный помогает построить оперный голос, а заодно "смягчить" другие виды голоса. Перстневидный помогает настроиться на изменение высоты тона и заодно играет решающую роль в "белтинге", а черпаловидные хрящи при взаимодействии дают характерный "рокерский" рык (ну или голос Луи Армстронга, что даже характернее).

Еще один слайд с сайта myslide.ru как раз показывает внешний вид всех этих хрящей:

-3

Надеюсь вам было интересно и познавательно, ведь современный вокалист как спортсмен, который долго тренируется и достигает выдающихся результатов в управлении своим инструментом — голосом.

А когда ты профессионально владеешь ремеслом, открывается новый путь — настоящее творчество, когда ты не думаешь о том "как" сделать, а думаешь "Что" и "Зачем". Именно здесь музыка делается с кайфом. Не только для себя, но и для слушателя✌️

-------------------------------------------------------------------------------------------

Telegram канал "Записки Аранжировщика"

Подкаст «Слышь!»