Найти тему
Искусство Сибири

ОБРАЗ СЧАСТЛИВОГО ДЕТСТВА В СКАЗОЧНОМ ВИТРАЖЕ КАФЕ «РУССКАЯ ИЗБА» В КЕМЕРОВСКОМ «ПАРКЕ ЧУДЕС»

Монументальное искусство советского периода вызывает интерес обычных горожан, урбанистов, общественников. В Кемерове при поддержке Фонда президентских грантов реализовывается проект «Хрупкое вечное». В центре внимания проекта сохранение и популяризация советских витражей.

В 1981 году Сергей Одинцов выполнил витраж в деревянном здании, расположенном в кемеровском «Парке Чудес».

Здание построено для кафе «Русская изба». Замыслу соответствует архитектурное решение, в основе которого стилизация традиционной русской избы. Облик здания определили высокие скаты крыш, покрытые металлом, по форме напоминающие черепицу. Стены кафе сформированы фронтонами. Один из фронтонов декорирован массивным витражом.

-2

В целом все пропорции фасада, на котором размещен витраж, построены на сочетании треугольных форм. Сам фасад представляет собой равнобедренный треугольник. То есть в верхней части фасада отсечен равнобедренный треугольник меньшего размера. Справа вертикальной линией отсечен еще один равнобедренный треугольник и также декорирован деревянными панелями. Слева диагональной линией отсечен равнобедренный треугольник, имеющей функциональное назначение – в нем размещен вход в здание. Таким образом, витраж занимает оставшееся пространство стены, которое по форме представляет собой неправильный шестиугольник. Обилие дерева, металла и стекла открывает зрителю подлинную тектонику здания. Выразительные свойства этих трех материалов определили художественный образ здания.

-3

Эскиз витража из архива С. Одинцова
Эскиз витража из архива С. Одинцова

В композиции витража можно рассмотреть крупный цветок и двух летящих птиц. Впервые в работе С. Одинцова декоративное начало преобладает над программно-тематическим замыслом. Практически во всех витражах художник стремится сформулировать концептуальные идеи здания и воплотить их в узнаваемых предметах и персонажах. При создании витража кафе «Русская изба» главной задачей стало создание мощного декоративного мотива. Сергей Одинцов разработал фигуративную композицию, но как бы растворил ее в орнаментально-декоративном решении. Цветок и меленькая птичка слева узнаваема, но вот фигура большой птицы как бы «растворяется» в ритмичных рядах стекол.

-5
-6

В основе художественного решения холодная цветовая гамма. Художник строит колорит витража на сочетании бежево-желтых и сине-голубых оттенков. Использование прозрачного эрклеза и матового пескоструйного стекла отсылает зрителя к аллюзии морозного рисунка на окне. Преобладание закругленных форм, перетекание одного образа в другой усиливает сходство с нерукотворным зимним орнаментом на окнах.

-7
-8

Первоначальная функция здания – семейное кафе, поэтому витраж, отсылающий зрителя к сказочным образам, дополняет общий художественный образ архитектурного сооружения. Можно предположить, что отправной точкой в разработке образов витража стали популярные в СССР литературные произведения жанра «фантастика». Наглядным перевоплощением сказочных персонажей в советской современности стал роман братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Зрители знают персонажей этой повести по фильму «Чародеи». Сказочная изба со скатертью самобранкой из фильма полюбилась зрителям и стала популярным мотивом для оформления интерьеров кафе в русском стиле.

-9

В сказках фигура птицы символизирует счастье, удачу, везение. Цветущий бутон в центре композиции усиливает восприятие композиции витража как образа счастливого, райского мира. Колорит витража, построенных на сине-голубых и бежево-желтых оттенках с добавлением серых и прозрачных стекол ассоциируется с холодной красотой зимнего морозного рисунка. Мощное декоративное начало композиции витража усиливает эту ассоциацию. Изображение большой и маленькой птицы очень точно и тонко попадает в детскую психологию. Большой родитель, олицетворяющий весь мир и маленький ребенок, парящий в красивом гармоничном мире – это идеальное визуальное воплощение советской установки на счастливое детство.

-10