Легендарным героем, покинувшим немецкий плен по воздуху стал Михаил Петрович Девятаев.
С юности Девятаев грезил карьерой пилота, параллельно с учебой в техникуме посещал аэроклуб. В 1938 году был призван в РККА. А в 1940-м успешно окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова в г. Оренбург.
На фронте Михаил с первых дней войны: боевой счет открывает 24 июня сбитым «лаптежником» Ju 87. А к 16 сентября 1941 года сбил уже 9 машин противника. А потом тяжелое ранение, военный госпиталь и запрет врачей на «истребительство». Михаил продолжил службу сперва в полку ночных бомбардировщиков, а потом и на медицинском самолете. Окончить эту «ссылку» помогла встреча с легендарным Александром Покрышкиным в мае 1944-го: Девятаев снова вернулся в истребительную авиацию.
Командовал звеном 104-го гвардейского истребительного авиационного полка 2-й воздушной армии. 13 июля 1944 года шел обычный воздушный бой в районе Львова. Машина Девятаева получила пробоину и загорелась. Михаил катапультироваться успел, но ударился о фюзеляж и приземлился без сознания и на оккупированной территории... Так началась история пленения в Лодзинском лагере для военнопленных. Там он познакомился с другими советскими военными пилотами. Совместно они стали разрабатывать план побега. 13 августа 1944 года они бежали из лагеря через подкоп. Попытка оказалась неудачной, героев поймали и отправили в лагерь Заксенхаузен со статусом «смертников» на верную гибель.
Девятаеву помог случай: парикмахер (советский офицер-танкист, по воспоминаниям Михаила Петровича) подменил ему номер на робе, и Михаил переквалифицировался из «смертника» в «штрафника». Его новой личностью стал учитель Степан Никитенко (в реальности умерший в лагере). С этим псевдонимом Михаила этапировали в Германию, в концлагерь на о. Узедом. Там находился секретный ракетный центр нацистов Пенемюнде. Этот центр и полигон были известны разработкой и производством наводящих ужас на Британские острова ракет «Фау-1» и «Фау-2».
Уже в лагере Девятаев познакомился с пленными офицерами Иваном Кривоноговым и Владимиром Соколовым. Те уже давно вынашивали план побега с острова на лодке. Михаилу, опытному летчику, удалось доказать им, что гораздо вернее бежать по воздуху: на немецком самолёте. Заговорщикам идея понравилась после чего они занялись вербовкой команды заключенных, работавших на аэродромоме, стараясь привлечь и сплотить надеждой людей, которым можно доверять, и отсеивая подозрительных.
Долгими зимними вечерами и на хозяйственных работах Девятаев потихоньку изучал элементы кабины бомбардировщика Heinkel-111. Помогали фрагменты фюзеляжей, коих было много на аэродромной свалке. План грядущего побега обсуждали малой группой, роли были распределены заранее, как и действия на все случаи.
8 февраля 1945 года, после затяжных метелей, установилась наконец ясная погода, и наши воины решили: «Пора!».
«Раздобудь несколько сигареток, Иван» - поручил Девятаев своему товарищу Ивану Кривоногову.
Когда Иван ушел на поиски, летчик, обойдя бараки, сообщил о сегодняшней акции Владимиру Соколову и остальным членам группы побега (а всего их было 10). На утреннем распределении обязанностей наши герои рассчитали все так, чтобы члены «группы побега» двумя командами по 5 человек были задейстованы на работах по аэродрому, оттеснив прочих. В процессе работ все заговорщики поглядывали на аэродром.
Михаил заметил «Юнкерс» без экипажа поблизости и решил: «Вот она, цель!». Однако беглый осмотр машины выявил ее неготовность к полёту.
Немец-конвоир был не промах, обратил внимание, что группа рабочих как будто без причины приблизилась к самолётам на аэродроме, и уже было потянулся за оружием. Но Соколов вовремя это заметил и рассказал конвоиру, что еще вчера немецкий мастер, руководившего работами, приказал Соколову и его бригаде заняться восстановлением аэродромного капонира. Так 2 наших пятерки проработали на капонире до обеда, и когда другие заключенные побросали инструменты в ожидании обеда, Девятаев приказал своим зажечь костёр, у которого вся команда могла бы обогреться и подогреть пищу, которая вот-вот должна была к ним прийти.
Было около 12 часов. Соколов внимательно осмотрелся по сторонам и убедившись, что вокруг никого нет и легко кивнул Девятаеву. А Кривоногов по сигналу Михаила зарезал ничего не подозревающего конвоира железной заточкой, после чего реквизировал оружие убитого.
А Девятаев объявил еще не до конца понимающим происходящее товарищам: «Сейчас полетим на Родину».
Далее 10 советских военнопленных спешно погрузилась в стоящий поблизости Heinkel He 111. Девятаев пошел за штурвал. Времени было мало, к тому же обнаружилось отсутствие на самолете аккумулятора. Некоторое время ушло на поиск аккумулятора и доставку его к самолету.
После взлёта машина резко взмыла ввысь, одновременно теряя скорость. А когда пилоту удалось выровнять высоты главным штурвалом – пошел на снижение. Однако летчику удалось совладать с машиной: штурвал высоты стабилизировал полёт. Через несколько минут ПВО аэродрома уже подняла тревогу, и вдогонку за угнанным «Хенкелем», не медля, отправился истребитель люфтваффе под управлением обер-лейтенанта Гюнтера Хобома. Это многоопытный летчик с двумя «Железными крестами» и одним «Немецким крестом в золоте» на груди. Однако найти в облаках самолет, не зная его курса, представлялось практически невыполнимой задачей. И Хобом закономерно не справился. «Хейнкель» с беглецами обнаружили случайно: полковник Вальтер Даль летел на базу. Но ему не хватило боеприпасов, чтобы сбить машину, да и топлива для преследования тоже...
Пролетев 300-400 километров, беглецы добрались до фронта. Не обошлось без обстрела советскими зенитками: радировать о том, что «Русские идут» было тогда невозможно... Пришлось совершать жесткую посадку (самолет загорелся от обстрела с земли, но Девятаеву удалось сбить пламя резким маневром вниз) вблизи города Вольденберга, где в то время, на счастье беглецов, располагалась часть 61-й армии РККА. Девятаев поделился с командующим армией стратегически важной информацией о разработках на Узедоме и о засекреченной базе Пенемюнде. Эти сведения чрезвычайно помогли провести успешную воздушную атаку, а следом и захватить Узедом. Девятаева и всех участников необычного побега отправили в фильтрационный лагерь НКВД, находившийся, по иронии судьбы, в концлагере Заксенхаузен, куда полгода назад Михаила Петровича отправили «смертником». К счастью, все они не вызвали сомнений у контрразведки и вернулись в действующую армию.
С сентября 1945 года Михаил Петрович Девятаев сотрудничал с Отцом советской космической программы, легендарным Сергеем Павловичем Королевым, который привлек его для консультаций.
А 15 августа 1957 года по ходатайству последнего Девятаеву с формулировкой «за вклад в советское ракетостроение» было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вот таким удивительно отважным был русский летчик Михаил Петрович Девятаев.
Другие материалы нашего канала:
Понравилась статья? Тогда обязательно ставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей в социальных сетях. Это мотивирует нас создавать больше материалов.
#интересные факты #вторая мировая война #великая отечественная война #нацизм #коммунизм