Найти в Дзене
Логопед дает совет

Как родителям отличить дислалию от стертой формы дизартии

Многие родители получив на руки диагноз ребенка спешат в интернет, чтобы понять, что стоит за новым непонятным определением. Если вы поступаете так же, то эта статья для вас. Она поможет разграничить дислалию от стертой формы дизартрии, которую очень легко принять за вполне безобидную дислалию.

Отличительные признаки стертой формы дизартрии и дислалии

1. В анамнезе:

  • при стертой форме дизартрии у ребенка отмечается отставание в раннем физическом и речевом развитии, недостаточные функции артикуляции речевого дыхания и голосового аппарата;
  • при дислалии раннее физическое и речевое развитие без отставания и патологии.

2. Общая моторика:

  • при стертой форме дизартрии дети моторно неловкие, координация снижена;
  • при дислалии моторика в норме.

3. Чувство ритма:

  • при стертой форме дизартрии чувство ритма нарушено, при проверке дети не могут повторить простой ритмический рисунок;
  • при дислалии чувство ритма не нарушено.

4. Тонкая моторика рук:

  • при дизартрии у детей есть трудности в выполнении мелких моторных движений (детям трудно научиться застегивать пуговицы, кнопки, завязывать бантики, наблюдается позднее овладение навыками самообслуживания);
  • при дислалии трудностей с мелкой моторикой нет.

5. Мимическая моторика:

  • при стертой форме могут наблюдаться бедность мимики, маскоподобное лицо, сглаженность или несимметричность носогубных складок, перекос рта в здоровую сторону;
  • при дислалии мимика не страдает.

6. Артикуляционная моторика и оральный праксис

  • повышенный или пониженный тонус мышц, нарушение движения органов артикуляционного аппарата при дизартрии;
  • нарушения движений артикуляционного аппарата без патологии тонуса мышц артикуляционного аппарата.

7. Язык:

  • при стертой форме часто наблюдается парез, тремор, кончик языка может синеть:
  • при дислалии таких явлений не наблюдается.

8. Мягкое небо:

  • при стертой форме дизартрии иногда наблюдается парез, недостаточное небно-глоточное смыкание, гнусавость голоса;
  • при дислалии такого не бывает.

9. Саливация (слюнотечение):

  • при стертой форме часто встречается повышенное слюнотечение, во время выполнения артикуляционных упражнений оно может повышаеться;
  • при дислалии саливация иногда может проявляться.

10. Синкинезии (содружественные движения):

  • при стертой форме часто встречаются синкинезии, их можно заметить при выполнении артикуляционных упражнений, н-р, при отведении кончика языка в сторону (упражнение «Часики» в сторону движется и язык и подбородок; еще одна проба: попросите ребенка провести линию на листке бумаги с высунутым языком, если язык отклоняется в сторону, то проба положительная);
  • при дислалии синкинезии не встречаются никогда.

11. Гиперкинезы:

  • при стертой форме дизартрии почти всегда можно наблюдать неумышленные мышечные сокращения, которые приводят к движению некоторых частей тела без желания самого человека, например, когда начинает непроизвольно сжиматься челюсть, сокращаются мышцы на ногах или руках, сводит челюсть;
  • при дислалии гиперкинезы не встречаются никогда.

12. Дыхание:

  • при стертой форме дизартрии может быть нарушено из-за недостаточной иннервации речевого аппарата;
  • при дислалии может быть нарушено, но не связано с иннервацией.

13. Голос:

  • при стертой форме дизартрии нарушение голоса – дисфония (хриплый расщепленный, или тонкий, визгливый) связано с нарушением иннервации мышц гортани;
  • при дислалии нарушение голоса может быть только из-за ларингита или неправильного голосового режима.

14. Звукопроизношение:

  • при стертой форме дизартрии часто встречаются боковые ротацизмы – нарушение звука Р, ламбдацизмы – нарушение звука Л;
  • при дислалии боковые ротацизмы, ламбдацизмы бывают только из-за строения  зубов – при открытом боковом прикусе.
-2

15. Работа над звукопроизношением:

  • при стертой форме дизартрии постановка и автоматизация звуков проходит медленно, даже при наличии у ребенка хорошей мотивации к занятиям;
  • при дислалии постановка и автоматизация звуков при хорошей мотивации проходит быстро.

16. Психические процессы и познавательная деятельность:

  • при стертой форме дизартрии наблюдается повышенная истощаемость, гиперактивность, или напротив, пассивность, расторможенность, низкая работоспособность к концу занятия;
  • при дислалии психические процессы и познавательная деятельность не нарушены.

Основная мысль в том, что при стертой форме дизартрии процесс преодоления состояния может быть затянут во времени, а при отсутствии комплексной медико-логопедической помощи у ребенка могут быть сложности с обучением в школе.

Ставьте лайк, если статья была полезной. Подисывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи. С вами была логопед высшей категории Елена Альбертовна Перегудова.