Найти тему
Анастасия Миронова

У обывателя кошелек не резиновый, а денег у него просят все больше. Пожертвования и краудфандинг

ДДТ собирает деньги на запись нового альбома. Хорошо, конечно, что будут еще песни. И что у группы есть столько поклонников. Но меня интересует, на что же они записывались раньше? Где брали деньги на все свои альбомы, включая "Оттепель", "Это все...", "Мир номер ноль"?

Фото: 76frhciq44-flywheel.netdna-ssl.com
Фото: 76frhciq44-flywheel.netdna-ssl.com

Я поняла, где - они раньше продавали свои кассеты/диски и зарабатывали концертами. Если денег нет, значит, эти доходы прекратились.

Ну, с продажами понятно - скажут, что пиратство все съедает. Хотя мне это и не очень понятно: в 1990-е и 2000-е пиратство расцветало, с ним не боролись, и на книжном, и на музыкальном рынке не было вообще никакого контроля. Вряд ли этот фактор влияет на доходы ощутимо.

Концерты? Да, из-за пандемии они обвалились. Но не могут же полтора года без концертов фатально разорить группу с сорокалетней известностью? Так в чем же дело?

Долго над этим думала. Книги стали плохо продаваться, музыканты не получают денег. Даже кино перестало приносить авторам большую прибыль. Думаю, дело в том, что ассортимент культуры вырос, а объем потребительского кошелька конечный. В 1990 году Юрий Шевчук вынужден был конкурировать с примерно сотней других имен, где были и ABBA, и "Сектор газа", и Людмила Зыкина. А если говорить строже, то - с тридцатью от силы, потому что конкуренция шла за определенную аудиторию, которая слушала рок и панк и мало еще что успевала узнать из заграничной музыки.

Теперь ДДТ состязается с десятками и десятками тысяч музыкантов со всего мира, профессиональных и любителей-стримеров, которые одинаково доступны для слушателя: только выбрать, оплатить и скачать.

Да и бесплатно столько всего доступно, что платить необязательно.

Все больше деятелей немассовой культуры уходят в краудфандинг. Следующим шагом они канут в небытие. Потому что кошелек обывателя не резиновый и на него сегодня возложено очень много добровольных расходов. Напишу об этом как-нибудь отдельно. Люди спонсируют помощь животным, создание фильмов, предвыборные кампании, лечение детей, существование целых НКО и отдельных активистов, которые целиком и полностью живут на пожертвования и катаются при этом по заграницам. А еще везде висят плашки со сбором денег в пользу всяких писателей, публицистов, "на развитие канала". И стримеры эти...

Деньги у людей конечны, их не хватит на все, что им интересно, потому что предложений больше. Особенно в России, где очень многие сферы ответственности государства замещены волонтерами и благотворительными организациями, которые живут на пожертвования. И я уверена, что, когда в стране проходят массированные и поддержанные рекламой сборы, вроде сборов на лечение супердорогостоящими, по 140 млн рублей за ампулу, лекарствами, вроде сборов на СМА, падают суммы, перечисляемые и Шевчуку, и бездомным животным, и телеканалу "Дождь". Потому что большинство людей могут выделить на пожертвования очень ограниченный бюджет.

Все взаимосвязано: чем больше будут жалеть детей, тем меньше достанется музыкантам и просветителям. Чем чаще станут перечислять на создание кино, тем реже - зоозащитникам. Это новая реальность, с которой на западе уже научились работать, а нам только предстоит это сделать: нельзя все перекладывать на потребителя, потому что его собственные расходы тоже растут, а свободных денег у него немного.