Найти тему
Иркмотор

Бюджетная поездка на Кавказ. Мы открыли его для себя благодаря сегодняшним ограничениям

Оглавление

Как говорится, и грустно, и смешно… Но на самом деле благодаря именно пандемии наш внутренний туризм в этом году начал заметно и достаточно активно развиваться. Возможно, это произошло бы и без карантинов и локдаунов, но чувствую, что такого толчка не случилось бы. И все продолжалось бы медленно, нудно и долго.

Можно составить целый список интересных туристических проектов и направлений, появившихся именно в этом году. О некоторых я уже рассказывал. Вот, например, про этот:

-2

А наша коллега и заядлая путешественница Наталья Розова побывала на другом только что появившемся ж/д маршруте. На туристическом поезде «Жемчужина Кавказа» она за неделю объехала семь городов, посетив в том числе пляжи двух морей.

- Это был великолепный семидневный круиз:

мне посчастливилось стать пассажиром туристического поезда 929/930 «Жемчужина Кавказа». Это отличная возможность побывать в разных регионах бюджетно и на небольшой срок, - рассказывает Наталья Розова.

Маршрут таков: поезд следовал из Москвы к южным морям. И обратно в Москву по кольцевому маршруту через Новороссийск, Кисловодск, Грозный, Дербент и Волгоград.
Маршрут таков: поезд следовал из Москвы к южным морям. И обратно в Москву по кольцевому маршруту через Новороссийск, Кисловодск, Грозный, Дербент и Волгоград.

Перед поездкой были сомнения, будет ли это комфортно и неутомительно – неделю в поезде? Но опасения оказались излишними: пассажиры ехали в поезде ночами, а днем гуляли во время остановок в разных городах. Это новый, но очень удачный формат путешествия, ведь за семь дней мы увидели семь абсолютно не похожих друг на друга городов: горы, древние крепости, парки, водопады.

Таким образом, в ходе одной поездки мы побывали:

  • на Черноморском побережье,
  • на водопадах Кавказа,
  • любовались горными пейзажами Чеченской республики,
  • прокатили на катере по глубочайшему Сулакскому каньону,
  • искупнулись в Каспийском море в Дербенте,
  • увидели Мамаев курган в Волгограде
  • совершили прогулку на теплоходе по Волге.

Впрочем, новое, как известно, - это хорошо забытое старое: в советские времена туристические поезда были популярны, и путешествия длились иной раз по три недели.

Для маршрута «Жемчужина Кавказа» был перепрофилирован поезд «Александр Невский», ранее предназначенный для иностранцев, поэтому на уровень комфорта жаловаться не пришлось.
Для маршрута «Жемчужина Кавказа» был перепрофилирован поезд «Александр Невский», ранее предназначенный для иностранцев, поэтому на уровень комфорта жаловаться не пришлось.

Мне впервые довелось ехать в поезде повышенной комфортности, в спальном вагоне (СВ), рассчитанном на 16 пассажиров. В нем сразу заворожила обстановка: красота и комфорт – мягкая складная велюровая мебель, накрахмаленные скатерти, телевизор и душ. #ржд

Интересна компоновка вагона: между двумя соседними купе находится душевая кабина с возможностью блокировки дверей от соседей. А полки располагаются одна над другой, туалет при этом стандартный, в конце вагона.

-5

Как это бюджетно? Смотри расходы на эту поездку в конце публикации

Особенность тура в том, что можно путешествовать с самым разным бюджетом, выбрав места соответствующего класса. Можно заказывать еду из ресторана или заваривать лапшу «Роллтон». Экскурсии – в пакете тура, что весьма недешево. Но их можно брать индивидуально на сайтах экскурсий или просто самостоятельно гулять по городу в формате «что посмотреть в городе за один день».

Во время первой крупной стоянки в Новороссийске (шесть часов), это был второй день пути, я поняла, что не очень интересуюсь достопримечательностями, зато не могу упустить чудесную возможность попасть на море.

Море! – и я сажусь в такси до пляжа в поселке Кабардинка.

В декабре 2018 года146-метровый сухогруз "Рио" в шторм выбросило на мель. Находится он в 30 км от Геленджика и является местной достопримечательностью. Туда водят экскурсии: две тысячи рублей — прогулка по всему теплоходу, тысяча — по палубе, детям от пяти лет — 500 рублей.
В декабре 2018 года146-метровый сухогруз "Рио" в шторм выбросило на мель. Находится он в 30 км от Геленджика и является местной достопримечательностью. Туда водят экскурсии: две тысячи рублей — прогулка по всему теплоходу, тысяча — по палубе, детям от пяти лет — 500 рублей.

Там хотелось увидеть африканский сухогруз "Рио", выброшенный на мель в 2018 году. Но оказалось, что идти по берегу до него далековато и неудобно, поэтому я с упоением плавала в бушующей теплой (+25С) бирюзовой воде и нежилась на солнце.

Боже, какое счастье, что море в этом году снова случилось, что солнце такое яркое! И как печально знать, что Байкал пол-лета был затянут дымкой от пожаров...
Боже, какое счастье, что море в этом году снова случилось, что солнце такое яркое! И как печально знать, что Байкал пол-лета был затянут дымкой от пожаров...

Но времени для пляжа было маловато: надо было спешить на поезд и еще прикупить продуктов. Еда в вагоне-ресторане, надо сказать, не поразила меня разнообразием и утонченностью, к тому же оказалось, что готовят не в самом поезде.

Мои попутчики, возвращаясь в поезд, взахлеб рассказывали, как ловко они успели все посетить, и какие дураки все остальные, которые распорядились своим временем не столь, на их взгляд, эффективно.

Утром следующего дня мы стояли в Кисловодске.

Надо было куда-то ехать, смотреть город, а экскурсия так и не была заказана.

И тут прямо к поезду подошел местный водитель, который взял несколько человек и повез на Медовые водопады. Эти горы, ущелья, водопады, я постаралась запечатлеть в фото и видео, чтобы потом, по приезде, закрывая глаза перед сном, перелистывать в памяти. Очень красивые места.

Вот такие шашлычки в Кисловодске. С колоннами!
Вот такие шашлычки в Кисловодске. С колоннами!

В туристическом центре мы заказали хычины и отправились в город. Здесь, в #Кисловодске, я с удовольствием гуляла по парку, зашла в Нарзанную галерею, набрала воду себе и для проводницы по ее просьбе. Стало ясно, что Кавказ немыслим без шашлыка и вина, поэтому нельзя было не зайти в шашлычную, в дорогой ресторанчик.

Узкие улочки южного города, розы, парк, сувениры, вся эта романтика курорта, который утомляет, если быть здесь долго, и радует во время краткосрочного пребывания, все это складывается в яркую, запоминающуюся картинку.

Ранним утром четвертого дня пути

мы прибыли в Гудермес, где стояли всего час. Но за это короткое время успели осмотреть здание вокзала с неизменными в Чечне тремя портретами, побывать на рыночке, где торговцы только начали раскладывать свой товар, на Центральном проспекте с огромными высотками, увидеть большую красивую мечеть, а также прикупить сладости к чаю.

Небоскребы центра Грозного
Небоскребы центра Грозного

А через пару часов была остановка в Грозном. Специально к прибытию поезда там устроили альтернативную экскурсию – вдвое дешевле, чем предлагала РЖД. И мы отправились сначала на смотровую площадку, затем гулять по городу, а после – в ущелье реки Сулак. Дорога туда – тот еще квест, ничем не уступает нашей, на север Ольхона, но вознаграждением за нее стали виды на ущелье и прогулка на катере по Сулакскому водохранилищу.

Бравый дагестанский капитан примерно двадцати лет по имени Хабиб врубил местную музыку и начал закладывать крутые виражи, гордясь собой неимоверно. Мне показалось это совершенно излишним, и я попросила его быть спокойнее на воде.

Каково же было мое удивление, когда возрастные тетушки-попутчицы спросили, а куда подевалась эта прекрасная музыка и почему мы теперь так плавно едем?!

Вид на скалы из какой-то слоистой породы, на глубокого оттенка бирюзу воды. А потом было купание в теплой-теплой воде...
Вид на скалы из какой-то слоистой породы, на глубокого оттенка бирюзу воды. А потом было купание в теплой-теплой воде...

По дороге назад мы проезжали мимо садов и купили по ведру спелых персиков.

Надо сказать, #Сулакское ущелье находится между Грозным и Махачкалой, которая и стала следующей точкой. Там поезд отогнали на ночевку в какой-то тупик.

Дербент утром
Дербент утром

А ранним утром мы гуляли по Дербенту,

посетили коньячный завод и... снова море, на этот раз Каспийское. Пляж покрыт крупными ракушками, народу немного, а вода показалась более соленой, чем в Черном море. Таксист Саид рассказал, что работы в городе нет, молодые уезжают из Дагестана, пожилые люди стараются оформить себе инвалидность, или даже купить этот статус. Вот такие у них там особенности местной жизни.

Из Дербента поезд отошел в 13.20.

Когда стемнело, на станции Артезиан менялась бригада машинистов. А в зеленом свете фонарей увидела ползущего вдоль рельсов ежа. Не смогла отказать себе в удовольствии взять его в руки. Ежик перенес бесцеремонное отношение флегматично. Еще несколько его собратьев шуршали на перроне. Наверное, на этой станции пассажиры их часто угощают, поэтому они и не боятся сюда приходить.

На следующее утро мы въезжали в город-герой Волгоград.

Поезд шел мимо Мамаева кургана, статуя Родины-Матери видна из окна совсем близко.

С попутчиками мы скооперировались провести день вместе. Меня спросили: хочу ли я в 37-градусную жару подниматься 800 метров по лестнице на Мамаев курган или предпочту прохладную прогулку на теплоходе? Да, я малодушно выбрала второй вариант. Также не могла не использовать великолепную возможность прокатиться на уникальном волгоградском метротрамвае.

Волгоградский скоростной трамвай - уникальная система, единственная в России.  Главная особенность в том, что более трети его пути проходит под землей, где трамвай превращается практически в метрополитен
Волгоградский скоростной трамвай - уникальная система, единственная в России. Главная особенность в том, что более трети его пути проходит под землей, где трамвай превращается практически в метрополитен

Следующая ночь прошла тревожно. Поезд стал развивать какую-то немыслимую скорость, все гремело, фонари светили прямо в глаза. К тому же мы поменяли направление движения – я всегда не понимаю, как это происходит. Ну а уже через несколько часов уже была Москва. И я – сразу в аэропорт и домой.

Наталья Розова: "Сейчас вспоминаю об этой своей августовской поездке, и мне даже страшно представить, что было бы, если бы я все-таки предпочла остаться дома."
Наталья Розова: "Сейчас вспоминаю об этой своей августовской поездке, и мне даже страшно представить, что было бы, если бы я все-таки предпочла остаться дома."

В одном из залов ж/д музея в #Дербенте висит цитата Гегеля:

«Все реки истории теряются в коридорах мещанства».

Вот уж точно, лучше и не скажешь. И наша жизнь наполнена упущенными возможностями, а мечты разбиваются о берега собственной ограниченности, недалекости, отсутствия опыта, собственных представлений о жизни и боязни авантюр.

Я могу лишь пожелать всем, у кого есть хоть маломальская возможность, купить билет на поезд 929/930 «Жемчужина Кавказа», воспользоваться этим шансом и всем самым лучшим, что предлагает жизнь современному человеку.

Раз в жизни обязательно нужно стать пассажиром этого или любого другого подобного великолепного экспресса, чтобы увидеть абсолютно не похожие друг на друга города и искупаться в водах двух морей и Волги. Не отказывайте себе в удовольствии – жить, узнавать новое, радоваться, путешествовать...

О стоимости поездки:

  • До Москвы из Иркутска я долетела «Победой», заплатив за билеты порядка 20 тыс. рублей с учетом выбора места и возможного возврата билетов.
  • В самом поезде места в купе стоят 13,2 тыс. рублей, в спальных вагонах (СВ), которым я и путешествовала – 17,7 тыс. рублей и места класса люкс обходятся в 44 тыс. рублей.
  • Еще около 20 тысяч ушло на экскурсии и питание.

Вот такое получилось путешествие - семь в одном. Друзья, если вам понравилась эта наша история, - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙКИ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите следующие публикации

А еще вас могут заинтересовать эти наши видео: