Как говорится, и грустно, и смешно… Но на самом деле благодаря именно пандемии наш внутренний туризм в этом году начал заметно и достаточно активно развиваться. Возможно, это произошло бы и без карантинов и локдаунов, но чувствую, что такого толчка не случилось бы. И все продолжалось бы медленно, нудно и долго.
Можно составить целый список интересных туристических проектов и направлений, появившихся именно в этом году. О некоторых я уже рассказывал. Вот, например, про этот:
А наша коллега и заядлая путешественница Наталья Розова побывала на другом только что появившемся ж/д маршруте. На туристическом поезде «Жемчужина Кавказа» она за неделю объехала семь городов, посетив в том числе пляжи двух морей.
- Это был великолепный семидневный круиз:
мне посчастливилось стать пассажиром туристического поезда 929/930 «Жемчужина Кавказа». Это отличная возможность побывать в разных регионах бюджетно и на небольшой срок, - рассказывает Наталья Розова.
Перед поездкой были сомнения, будет ли это комфортно и неутомительно – неделю в поезде? Но опасения оказались излишними: пассажиры ехали в поезде ночами, а днем гуляли во время остановок в разных городах. Это новый, но очень удачный формат путешествия, ведь за семь дней мы увидели семь абсолютно не похожих друг на друга городов: горы, древние крепости, парки, водопады.
Таким образом, в ходе одной поездки мы побывали:
- на Черноморском побережье,
- на водопадах Кавказа,
- любовались горными пейзажами Чеченской республики,
- прокатили на катере по глубочайшему Сулакскому каньону,
- искупнулись в Каспийском море в Дербенте,
- увидели Мамаев курган в Волгограде
- совершили прогулку на теплоходе по Волге.
Впрочем, новое, как известно, - это хорошо забытое старое: в советские времена туристические поезда были популярны, и путешествия длились иной раз по три недели.
Мне впервые довелось ехать в поезде повышенной комфортности, в спальном вагоне (СВ), рассчитанном на 16 пассажиров. В нем сразу заворожила обстановка: красота и комфорт – мягкая складная велюровая мебель, накрахмаленные скатерти, телевизор и душ. #ржд
Интересна компоновка вагона: между двумя соседними купе находится душевая кабина с возможностью блокировки дверей от соседей. А полки располагаются одна над другой, туалет при этом стандартный, в конце вагона.
Как это бюджетно? Смотри расходы на эту поездку в конце публикации
Особенность тура в том, что можно путешествовать с самым разным бюджетом, выбрав места соответствующего класса. Можно заказывать еду из ресторана или заваривать лапшу «Роллтон». Экскурсии – в пакете тура, что весьма недешево. Но их можно брать индивидуально на сайтах экскурсий или просто самостоятельно гулять по городу в формате «что посмотреть в городе за один день».
Во время первой крупной стоянки в Новороссийске (шесть часов), это был второй день пути, я поняла, что не очень интересуюсь достопримечательностями, зато не могу упустить чудесную возможность попасть на море.
Море! – и я сажусь в такси до пляжа в поселке Кабардинка.
Там хотелось увидеть африканский сухогруз "Рио", выброшенный на мель в 2018 году. Но оказалось, что идти по берегу до него далековато и неудобно, поэтому я с упоением плавала в бушующей теплой (+25С) бирюзовой воде и нежилась на солнце.
Но времени для пляжа было маловато: надо было спешить на поезд и еще прикупить продуктов. Еда в вагоне-ресторане, надо сказать, не поразила меня разнообразием и утонченностью, к тому же оказалось, что готовят не в самом поезде.
Мои попутчики, возвращаясь в поезд, взахлеб рассказывали, как ловко они успели все посетить, и какие дураки все остальные, которые распорядились своим временем не столь, на их взгляд, эффективно.
Утром следующего дня мы стояли в Кисловодске.
Надо было куда-то ехать, смотреть город, а экскурсия так и не была заказана.
И тут прямо к поезду подошел местный водитель, который взял несколько человек и повез на Медовые водопады. Эти горы, ущелья, водопады, я постаралась запечатлеть в фото и видео, чтобы потом, по приезде, закрывая глаза перед сном, перелистывать в памяти. Очень красивые места.
В туристическом центре мы заказали хычины и отправились в город. Здесь, в #Кисловодске, я с удовольствием гуляла по парку, зашла в Нарзанную галерею, набрала воду себе и для проводницы по ее просьбе. Стало ясно, что Кавказ немыслим без шашлыка и вина, поэтому нельзя было не зайти в шашлычную, в дорогой ресторанчик.
Узкие улочки южного города, розы, парк, сувениры, вся эта романтика курорта, который утомляет, если быть здесь долго, и радует во время краткосрочного пребывания, все это складывается в яркую, запоминающуюся картинку.
Ранним утром четвертого дня пути
мы прибыли в Гудермес, где стояли всего час. Но за это короткое время успели осмотреть здание вокзала с неизменными в Чечне тремя портретами, побывать на рыночке, где торговцы только начали раскладывать свой товар, на Центральном проспекте с огромными высотками, увидеть большую красивую мечеть, а также прикупить сладости к чаю.
А через пару часов была остановка в Грозном. Специально к прибытию поезда там устроили альтернативную экскурсию – вдвое дешевле, чем предлагала РЖД. И мы отправились сначала на смотровую площадку, затем гулять по городу, а после – в ущелье реки Сулак. Дорога туда – тот еще квест, ничем не уступает нашей, на север Ольхона, но вознаграждением за нее стали виды на ущелье и прогулка на катере по Сулакскому водохранилищу.
Бравый дагестанский капитан примерно двадцати лет по имени Хабиб врубил местную музыку и начал закладывать крутые виражи, гордясь собой неимоверно. Мне показалось это совершенно излишним, и я попросила его быть спокойнее на воде.
Каково же было мое удивление, когда возрастные тетушки-попутчицы спросили, а куда подевалась эта прекрасная музыка и почему мы теперь так плавно едем?!
По дороге назад мы проезжали мимо садов и купили по ведру спелых персиков.
Надо сказать, #Сулакское ущелье находится между Грозным и Махачкалой, которая и стала следующей точкой. Там поезд отогнали на ночевку в какой-то тупик.
А ранним утром мы гуляли по Дербенту,
посетили коньячный завод и... снова море, на этот раз Каспийское. Пляж покрыт крупными ракушками, народу немного, а вода показалась более соленой, чем в Черном море. Таксист Саид рассказал, что работы в городе нет, молодые уезжают из Дагестана, пожилые люди стараются оформить себе инвалидность, или даже купить этот статус. Вот такие у них там особенности местной жизни.
Из Дербента поезд отошел в 13.20.
Когда стемнело, на станции Артезиан менялась бригада машинистов. А в зеленом свете фонарей увидела ползущего вдоль рельсов ежа. Не смогла отказать себе в удовольствии взять его в руки. Ежик перенес бесцеремонное отношение флегматично. Еще несколько его собратьев шуршали на перроне. Наверное, на этой станции пассажиры их часто угощают, поэтому они и не боятся сюда приходить.
На следующее утро мы въезжали в город-герой Волгоград.
Поезд шел мимо Мамаева кургана, статуя Родины-Матери видна из окна совсем близко.
С попутчиками мы скооперировались провести день вместе. Меня спросили: хочу ли я в 37-градусную жару подниматься 800 метров по лестнице на Мамаев курган или предпочту прохладную прогулку на теплоходе? Да, я малодушно выбрала второй вариант. Также не могла не использовать великолепную возможность прокатиться на уникальном волгоградском метротрамвае.
Следующая ночь прошла тревожно. Поезд стал развивать какую-то немыслимую скорость, все гремело, фонари светили прямо в глаза. К тому же мы поменяли направление движения – я всегда не понимаю, как это происходит. Ну а уже через несколько часов уже была Москва. И я – сразу в аэропорт и домой.
В одном из залов ж/д музея в #Дербенте висит цитата Гегеля:
«Все реки истории теряются в коридорах мещанства».
Вот уж точно, лучше и не скажешь. И наша жизнь наполнена упущенными возможностями, а мечты разбиваются о берега собственной ограниченности, недалекости, отсутствия опыта, собственных представлений о жизни и боязни авантюр.
Я могу лишь пожелать всем, у кого есть хоть маломальская возможность, купить билет на поезд 929/930 «Жемчужина Кавказа», воспользоваться этим шансом и всем самым лучшим, что предлагает жизнь современному человеку.
Раз в жизни обязательно нужно стать пассажиром этого или любого другого подобного великолепного экспресса, чтобы увидеть абсолютно не похожие друг на друга города и искупаться в водах двух морей и Волги. Не отказывайте себе в удовольствии – жить, узнавать новое, радоваться, путешествовать...
О стоимости поездки:
- До Москвы из Иркутска я долетела «Победой», заплатив за билеты порядка 20 тыс. рублей с учетом выбора места и возможного возврата билетов.
- В самом поезде места в купе стоят 13,2 тыс. рублей, в спальных вагонах (СВ), которым я и путешествовала – 17,7 тыс. рублей и места класса люкс обходятся в 44 тыс. рублей.
- Еще около 20 тысяч ушло на экскурсии и питание.
Вот такое получилось путешествие - семь в одном. Друзья, если вам понравилась эта наша история, - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙКИ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите следующие публикации
А еще вас могут заинтересовать эти наши видео: