Есть определённая корреляция между гениальностью/успехом и нарциссизмом. Сразу забегая вперёд, следует сказать, что нарциссизм часто может обретать деструктивную форму, уничтожающую всё вокруг, не создающую ничего в принципе.
Следует тоже уточнить, что нарциссизм не всегда равен высокомерию и чрезвычайно высокой самооценке. Нарциссизм — это больше внутреннее ощущение себя богом и ничтожеством одновременно. Нарциссизм есть борьба с иррациональным внутренним ощущением убожества.
Отчего мне думается, что это способ достичь успех? Понятное дело, что не всем нарциссам суждено превратиться в прелестный цветок, в честь которого они несут это имя/звание/статус/болезнь.
Я уловил интересные моменты в работах Хэмингуэя. Его герои всегда мачисты, крутые мужики да и вообще самые лучшие ребята. Себя в автобиографичной книге «Праздник, который всегда с тобой» Эрнест Хэмингуэй описывал подобным же образом. У человека нездоровая одержимость с собственным образом в глазах людей. Он говорил, что, выйдя на ринг, он проиграет только трём писателям. Всех остальных он положил бы на повал. Абсолютная уверенность в своём даровании и гениальности. И стоит заметить, что он является важной фигурой для американской литературы, что не может не говорить о его одарённости.
У всех гениальных людей, если не нарциссическое расстройство, так проблема с самооценкой уж точно. Как они ценят свои шедевры и ценят себя. А потом ненавидят в ночь в ванной. И в этом есть причина.
Нет человека, считающего себя более убогим, чем нарциссёныш в фазе упадка. С виду нормальный человек видит в зеркале мерзкое уёбище, не способное ни на что в жизни. Он смотрит на своё уродское лицо, на свою поганую фигуру и непотребный вид, ужасно сидящей на нём одежды. Он замечает всё больше недостатков, как в своей внешности, так и личностных чертах и интеллекте. Он видит несовершенство и от этого тяжело страдает. Ему становится невыносимо: хочется сбежать, спрятаться, скрыться, оказаться там, где никто ему не конкурент. Но бежать некуда, а желание сиять подавить тяжело. В такой момент травмированный ребёнок на волевой тяге и отвращении к себе начинает что-то делать. Его самооценка взрастает в мгновенье, и тогда он пытается утвердиться, зарубить, задержать, удержать, увековечить её на этом уровне: чувство совершенства в сравнении с чувством ничтожества, которое не незнакомо нашему страдальцу, приносит сверхнаслаждение, безграничное чувство радости, счастья и блаженства. А самооценка нарцисса всегда скачущая, и это и заставляет его делать что-то поистине прекрасное и чудесное, чтобы вновь оказаться на вершине Олимпа, хоть и на мгновенье. Для этого прилагаются всё большие усилия, чтобы быть всё выше и выше.
Натурально, мы не говорим о каком-то графике с постоянным ростом. Всё очень по-разному. Но что заметил лично я: после каждого упадка — квантовый скачок. Падать может такой человек долго, но в один момент он просто встанет: ему не нужно разгоняться, у него появляется какой-то внутренний ресурс для работы. И этого ресурса очень много.
Посмотрите на Лил Пипа, это человек, который страдал от депрессий и неуверенности в себе. Он искренне считал себя страшным и глупым. Видели ли вы его количество треков? У него они и после смерти выходят. Лил Пип, будучи мёртвым, попродуктивнее многих людей. Шутки шутками, а у него такое количество невыпущенных работ, что они дорабатываются с черновиков и выходят в публику и до сих пор.
Причём его музыка кишит присущими тропами «я крутой», «я трахнул твою татти», «я богатый» (но у него есть и много лирики). Это и есть та самая корреляция, в моменты подъёма он писал тщеславные хиты, а в моменты упадка — лирику. И это легко прослеживается по мотивам музыки. И обе стороны его музыки поистине гениальны и достойны быть в топ чартах. Ни это ли пример всего, что говорилось ранее?
Можно посмотреть и на других людей. Когда фэйса попросили назвать трёх русских рэперов лучше него, он сказал: «Русских таких нет». Неудивительно, что он так говорит: он сделал всё, чтобы сказать иначе было нельзя!
А заметили ли вы корреляцию между прослушиванием песен, где люди поют о том, какие они пиздатые, с приподнятым настроением? Помимо того, что настроение поднимается, оно становится именно продуктивным. Я не люблю это слово и всячески его избегаю, однако в данном случае нахожу уместным его применение. Оно продуктивное, потому что тебе хочется соответствовать тому, о чём поётся. Это было лирическое отступление по смежной теме.
Такие скачки самооценок, конечно, опасно, но дают высокие результаты. Опасны они, потому что могут привести к суициду. Хемингуэй застрелился, потому что считал, что не сможет сделать ничего более гениального, чем уже было им написано. Но мы не знаем, смог бы ли он. Литературоведы смотрят на это с философской точки и зрения и видят в этом смелость, но мне видится ужас отвращения к себе.
Не стоит давать позитивные подкрепления плохой самооценке, даже если это кажется продуктивным. В преодолении своей убогости нарциссёныш может создать шедевр, но какой ценой? Может быть, он и не выберется из той дыры самобичевания, которую ему копает весь мир. А мир и правда копает, ведь задеть его можно чем угодно. А если и выберется, воспрянет, не будет ли винить, переоценив всю ситуацию, вас, как свою холодную и жестокую мать? Он либо провалится, либо докажет всему миру своё превосходство, попытаясь уничтожить своих обидчиков. Это такой максимализм, в котором не бывает средины, есть только «всё» и «ничего».
Спасибо всем холодным матерям за шедевры своих детей. И за травмированную психику тоже.