Найти тему
Жабкин

Лысые горы. Железнодорожное

Завершающий пост про Лысые горы посвящён железной дороге и её архитектурным достопримечательностям.

В 1895 году состоялось открытие железнодорожной ветки Рязано-Уральской железной дороги из Аткарска в Баланду (Калининск), которая прошла через Лысые горы. 13 (25) сентября 1895 года был сдан в эксплуатацию стальной железнодорожный мост через реку Медведицу, как раз рядом с той самой Лысой горой.

Клёпаная конструкция, через которую проходит однопутная ветка.

-2

Ещё одна местная особенность. Я уже говорил, что в Лысых горах всё делают из камня. Мельница, храм. И вот опоры железнодорожного моста тоже собраны из камня!

-3

С моста открывается живописный вид на Медведицу.

-4

И на Лысую гору.

-5

Через 2 километра моста возникает следующий артефакт линии. Изначально на ней использовались паровозы, поэтому непременный спутник этих ж/д веток - водоёмное здание.

-6

Однако имеются особенности. Да-да! И тут камень! Вместо кирпича основание водонапорной башни сделано из камня.

-7

Ещё одно отличие от классического проекта инженера Виноградова - расстекловка. Вместо "звезды Давида" здесь решётки. Изначально так было или заменили в советское время?

-8

Внутри сохранились следы от внутренней лестницы, ведущей к площадке для обслуживания баков.

-9

Сами же баки сохранились!

-10

Не лишним будет напомнить вам проект.

-11

В списке выявленных объектов культурного наследия она числится, как "Башня водонапорная, 1903г.". Но скорее всего год постройки более ранний.

-12

От чугунного крана ничего не сохранилось кроме ниши. В Покровске такой был восстановлен.

-13

Обратите внимание на детали. Колонны с поясками и подобием капителей выточены из кирпича!

-14

Сразу за водоёмной башней, из которой заправляли во время стоянки тендеры паровозов, находится здание вокзала станции. Тоже типовой проект станции РУЖД, что не делает его менее впечатляющим с архитектурной точки зрения. Обратите внимание на колодец на заднем дворе.

-15

Обойдём здание. Полувальмовая крыша.

-16

3D-анаглиф: (Как смотреть 3D-анаглиф?)

-17

Главный фасад, обращённый к железнодорожной платформе. Резной чердачок. Ещё недавно вокзал имел бирюсовый цвет, но был перекрашен в корпоративные цвета РЖД.

-18

Сохранилась историческая чугунная литая ограда, которая окружает палисадники станционного здания!

-19

Внутри на месте остались деревянные двери.

-20

Портал в зале ожидания.

-21

Линия до сих пор однопутная и неэлектрифицирована. Помимо грузового трафика на станции останавливаются два маршрута рельсового автобуса из Аткарска. Один из них ежедневно вечером ходит до Лысых гор (1,5 часа в пути), другой по чётным числам днём продолжает путь до Калининска (+1 час в пути).

-22

В Аткарск можно уехать ежедневно ранним утром или обратным рейсом из Калининска в 16:15.

-23

3D:

-24

Нам повезло, потому что был чётный день, обед. Неспроста в зале ожидания были люди. Подходит рельсовый автобус из Аткарска.

-25

РА1 ("Рельсовый автобус 1-й тип") - дизель-поезд, который больше всего похож на автобус. Изготовлен на мытищинском "Метровагонмаше" в 2005 году. Приписан к депо в Анисовке.

-26

Выпускались до 2006 года и были заменены на многовагонные РА2, а сейчас уже на РА3 "Орлан". Минусы моделей РА1 - отсутствие туалетов, низкая конструктивная скорость (до 100 км/ч)

-27

Станционные туалеты.

-28

И амбары с кованой фурнитурой, которые видимо с тех ещё времён, что и здание, находящееся за ними.

-29

3D

-30

Через полкилометра от станции (при которой вырос станционный посёлок "Лысые горы", позже вошедший в состав посёлка рабочего типа Лысые горы) находится переезд. Переезд мигал нам красными лампочками. и ещё одно здание. Судя по всему домик работника железнодорожного переезда. А ныне обыкновенный жилой дом.

-31

А вот и виновник закрытого переезда. Рельсовый автобус со станции Лысые Горы направился в Калининск. Жизнь продолжается...

-32

P.S. Описание станции из справочника РУЖД 1913 года:

Лысые Горы - станция Баландинской ветви на 51-й версте от Аткарска, в Аткарском уезде.
Станция в одной версте от села Лысые Горы, расположенного при реке Медведице. Против села, у полотна дороги находится "Лысая Гора" от которой село получило название.
В селе Лысые Горы 80 дворов, до 300 жителей, почтовое отделение и паровая мельница Ф.П. Бартенева, производительностью до 3000 пудов в сутки, работающая, главным образом, для местного потребления. В прежнее время село Лысые Горы было более многолюдным, в нем была большая ярмарка, а на реке Медведице - пристань, с которой сплавлялось значительное количество хлеба. С прекращением судоходства по Медведице, значение Лысых Гор упало.
При станции образовался небольшой торговый поселок из 10 дворов, в котором производится ежедневная ссыпка хлеба.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц